Каталог книг

Яковлева О. (ред.) Экспозиция

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Яковлева О. (ред.) Экспозиция Яковлева О. (ред.) Экспозиция 225 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Яковлев К., Яковлева Е., Яковлева О. Государственно-правовые основы организации правоохранительных органов зарубежных стран: Монография Яковлев К., Яковлева Е., Яковлева О. Государственно-правовые основы организации правоохранительных органов зарубежных стран: Монография 484 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Яковлева О. Декупаж Яковлева О. Декупаж 40 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Яковлева О. (ред.) 50 шедевров импрессионизма Яковлева О. (ред.) 50 шедевров импрессионизма 225 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Яковлева О. Василий Георгиевич Александров. 1887-1963 Яковлева О. Василий Георгиевич Александров. 1887-1963 124 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Яковлева О. Готовим в рукаве Яковлева О. Готовим в рукаве 162 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Яковлева О. (ред.) 50 шедевров мировой живописи Яковлева О. (ред.) 50 шедевров мировой живописи 225 р. chitai-gorod.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Яковлев Александр Евгеньевич

Яковлева О. (ред.) Экспозиция

38,0 х 27,5 (каждый лист)

Эстампы из книги: Alexandre Iacovleff "Dessins Et Peintures D'Afrique" executes au cours de l'Expedition "Citroen Centre – Afrique", Paris, edite sous la direction de Lucien Vogel, chez Jules Meynial [Александр Яковлев "Живопись и графика из Африки", выполненные в ходе экспедиции "Citroen Centre – Afrique", Париж, под редакцией Люсьена Фогеля, у Жюля Мениаля] состоящей из 50 листов

Листы исполнены в популярной в первой половине ХХ века технике гелиогравюры и воспроизводят оригинальные рисунки А.Е.Яковлева, выполненные им в период с 1924 по 1925 гг. во время экспедиции по Африке, организованной автомобильной компанией "Ситроен". Рисунки представляют А.Е.Яковлева как внимательного и наблюдательного рисовальщика, проявляющего большой интерес к этнографическим деталям и мизансценам повседневной жизни народностей Африки.

Гелиогравюра (от греч. helios – "свет, солнце") – способ фотомеханической глубокой печати, применяемый в полиграфии для воспроизведения и репродукции сложных тоновых оригиналов – рисунков, живописных произведений. Изображение предварительно копируется на бумаге со светочувствительным желатиновым слоем, а затем переносится на медную пластину, обработанную асфальтовой пылью, подобно акватинте. Перевод изображения осуществляется фотографическим путем, после чего пластина обрабатывается травлением раствором хлорного железа. Полученная форма не имеет растра, но ее фактура, принимая типографскую краску по принципу акватинты, позволяет при небольших тиражах добиваться достаточно точного черно-белого воспроизведения живописных оригиналов. Гелиогравюра является разновидностью фототипии.

Яковлев Александр Евгеньевич (1887 – 1938) - сын лейтенанта флота Евгения Александровича Яковлева (1857 – 1898), создателя первого в России двигателя внутреннего сгорания на жидком топливе (1889), основателя и владельца Первого русского завода газовых и керосиновых двигателей (ныне завод "Вулкан"), на котором в 1896 совместно с фирмой "Фрезе и Неллис" был создан первый отечественный автомобиль.

В 1904 окончил реальное училище К. И. Мая в Петербурге. В 1904 – 1905 – занимался в подготовительных Рисовальных классах Я.С.Гольдблата. В 1905 – 1913 учился в Академии Художеств, с 1908 – в мастерской Д.Н.Кардовского. В годы учебы подружился с В.И.Шухаевым, Б.Д.Григорьевым, И.И.Бродским и В.А.Локкенбергом. Лето проводил с сокурсниками в селе Бармино на Волге, писал импрессионистские пейзажи и портреты. Рисовал для журналов "Аполлон" (№ 4. 1910), сотрудничал в журналах "Сатирикон" (1908 – 1913), "Новый Сатирикон" и "Нива" (1914 – 1918). Участвовал в отчетных академических выставках, выставках СРХ (1909, 1910) и в "Салоне" В.А.Издебского (1909/1910).

В 1912 его работы, показанные на выставке "Мир искусства", вызвали много откликов в прессе, в том числе восторженную статью А.Н.Бенуа. Был принят в общество "Мир искусства". В ноябре 1913 получил звание художника и заграничное пенсионерство за картину "В бане", выполненную в манере позднего Ренессанса.

В 1914 – 1915 провел полтора года в Италии вместе с Шухаевым, посетил Испанию и Майорку. Вернувшись в Петроград (конец 1915), показал на выставке "Мир искусства" картины "Рыбак", "Портрет аргентинского художника Рауля Етчеварна", "Портрет мексиканского художника Роберто Монтенегро" и "Скрипач", которые были воспроизведены в "Аполлоне".

В 1916 участвовал в оформлении кабаре "Привал комедиантов" (вместе с С.Ю.Судейкиным и Григорьевым), исполнил плафон на тему "Девять муз" для московского особняка Фирсановых (вместе с Шухаевым), создал эскизы росписей для православной церкви Святителя Николая в Бари (Италия) и для зала ожидания Казанского вокзала в Москве. С осени 1916 преподавал рисунок на Женских курсах высших архитектурных знаний Е.Ф.Багаевой и в Новой художественной мастерской на Васильевском острове в Петрограде.

В конце 1916 Совет АХ продлил ему заграничное пенсионерство на два года (за графические этюды людей и животных, выполненные в 1913 – 1916). Командировка была отложена из-за войны.

В 1917 вместе с Кардовским и Шухаевым создал "Цех живописцев св. Луки", в задачу которого входило возрождение профессиональных традиций старых мастеров. В конце лета 1917 отправился в командировку на Дальний Восток, где собирал этнографический материал для украшения Казанского вокзала.

В 1918 как пенсионер АХ уехал в Пекин, путешествовал по Китаю, Монголии и Японии. Изучал китайский и японский театр, исполнил много зарисовок этнографического характера и заказных портретов, а также фотографий. Провел выставку в Шанхае (1919). Решив не возвращаться в Россию, из Китая переехал во Францию.

В 1919 поселился в Париже. Показал работы дальневосточного цикла на персональных выставках в Париже (галерея Barbazanges, 1920 и 1921; совм. с Шухаевым), Лондоне (галерея Grafton, 1920) и Чикаго (Художественный институт, 1922). В 1922 в издательстве Люсьена Вожеля (Вогеля) вышел тиражом 150 экз. альбом, включивший 50 репродукций его картин китайского цикла "Рисунки и живопись Дальнего Востока" (книга оформлена Шухаевым). Одновременно вышел его альбом на темы китайского театра с текстом китайского автора Чжу Ким-Кима.

Исполнил росписи на тему "Триумф кулинарного искусства" в ресторане "Лань" ("La Biche") на Монмартре и вместе с Шухаевым расписал концертный зал на улице Pergolese на тему "Сказки Пушкина и музыка". Расписывал частные особняки и писал заказные портреты. Участвовал в парижских салонах, в групповых выставках во Франции и за рубежом. В конце 1921 основал вместе с Шухаевым школу в мастерской на улице Campagne Premièr, 17, на Монпарнасе.

В октябре 1924 – августе 1925 участвовал в экспедиции фирмы "Ситроен" по Африке под руководством Л.Одуэн-Дюбрея и Ж.М.Хаарда (Сахара–Судан–Нигер–Чад–Конго–Мозамбик–Мадагаскар–Экваториальная Африка). Исполнил около 300 картин и рисунков о природе Африки и быте туземцев, а также большой групповой портрет участников экспедиции. В 1926 провел в галерее J. Charpentier большую персональную выставку по итогам африканского путешествия, которая принесла доход в 100 тысяч франков. Достиг популярности и стал кавалером ордена Почетного легиона (1927). Л. Вожель выпустил тиражом 1020 экз. его африканский альбом. В 1928 исполнил иллюстрации к "негритянскому роману" Рене Марана "Батуала" (Maran R. "Batouala"), а спустя десять лет – к роману Пьера Милля "Фели и слоненок М’бала" (Mille P. "Féli et M’bala l’éléphant").

В 1928 путешествовал по Эфиопии с Генри Ротшильдом. В 1928 – 1930 изучал древнеримскую живопись в Помпеях и копировал фрески в Неаполитанском музее. Исполнил серию крупноформатных картин на мифологические темы в духе помпейской живописи. Провел совместно с Шухаевым и Григорьевым выставку в Институте Карнеги в Питтсбурге (1927), персональные выставки в Париже (гал. La Renaissance, 1928 и 1930), Брюсселе (1927, 1929).

Участвовал в выставках группы "Мир искусства" (La Boёtie, 1921; Осеннем салоне, 1921; Bernheim-Jeune, 1927, S.Lesniсk, 1928; V.Girchman, январь 1930), выставках русских художников в Лондоне (Whitechapel, 1921), Нью-Йорке (Бруклинский музей, 1923; Grand Central Palace, 1924), Амстердаме и Гааге (1924), Париже (V.Girchman, июль 1929, апрель 1930; Quatre-Chemins, 1928; La Renaissance, 1932), Брюсселе (1928), Бирмингеме (1928), Копенгагене (1929), Белграде (1930), Уилмингтоне, США (1932), Праге (1935), в русском отделе международных выставок в Питтсбурге (1924, 1925, 1926), Нью-Йорке (1926), выставки "Современное французское искусство" в Москве (1928). В 1928 персональная выставка прошла в Ленинграде, в залах АХ (работы из советских собраний и репродукции картин последних лет).

Давал свои картины для благотворительных лотерей, в том числе в пользу Комитета помощи русским писателям и ученым (1928, 1929) и нуждающимся членам общества "Мир искусства" (1930), в пользу общества "Быстрая помощь" (1934), на Балу прессы в пользу Союза русских писателей и журналистов (1937), в пользу Московского землячества (1938).

В 1929 пережил смерть жены – эстрадной певицы и актрисы Беллы Георгиевны Шеншевой (сценический псевдоним Казароза).

В 1931–1932 участвовал в экспедиции фирмы "Ситроен" по Азии (Сирия–Иран–Афганистан–Монголия–Китай, от Тянь-Цзиня морем до Ханоя и Сайгона; экспедиция была прервана смертью Ж.М.Хаарда). Будучи в Шанхае, встречался с русскими художниками-эмигрантами М.Ф.Домрачевым, Б.А.Хреновым, Н. Е. Эльтековым и Г.А.Сапожниковым. В 1933 галерея J. Charpentier показала около 800 его работ по итогам азиатского путешествия. В 1934 создал декорации к балету "Семирамида" А.Онеггера для труппы Иды Рубинштейн.

Осенью 1934 приехал в США, чтобы возглавить живописное отделение школы Музея изящных искусств в Бостоне. Совершил путешествие по США и Мексике. Провел персональные выставки в бостонском Музее изящных искусств (1934, 1937), Национальном географическом обществе в Вашингтоне (1934), галерее Knoedler в Нью-Йорке (1936), Институте Карнеги в Питтсбурге (1938) и Художественном институте Миннеаполиса (1938).

В 1937 вернулся в Париж. Умер от рака желудка, во время операции. Похоронен на кладбище Пер-Лашез, в том же году перезахоронен на кладбище Данмуа под Парижем (место для захоронения было куплено П.Кастелем).

Несколько работ из мастерской приобрел Люксембургский музей Парижа. Мемориальные выставки прошли в Нью-Йорке (Grand Central Palace, 1939), Бостоне (Vose, 1939 и 1948), Париже (Vendome, 1965) и Версале (M. Blanche – аукцион "Черный круиз" и негритянское искусство", 1967).

В 1988 в ГРМ состоялась выставка работ Яковлева и Шухаева, приуроченная к столетию со дня рождения художников. Весной 2004 выставка произведений Яковлева, охватывающая разные периоды и разные сферы его творчества в эмиграции более чем за 35 лет, прошла в Музее 1930-х годов в Булонь-Бьянкур близ Парижа. Представлен во многих музеях России, в том числе в ГРМ (23 картины и несколько сотен рисунков).

"Портрет Василия Шухаева в его студии" 1928 г., холст/масло, 131 х 97 см, кисти А.Е.Яковлева входит в число 25 самых дорогих картин русских художников. 13 июня 2007 года она была продана на аукционе Christie’s за 2,82 млн фунтов.

Источник:

collectart.ru

Яковлева О. (ред.) Экспозиция

Экспозиция Аннотация к книге

С помощью этого карманного справочника вы научитесь создавать яркие, четкие, идеально сбалансированные по освещению и цвету снимки.

Динамика цен на книгу Книги, похожие на «Экспозиция» Книги автора «Яковлева О., отв. ред.» Книги серии «pocket guide» Книги издательства «Эксмо»

На этой странице собрана исчерпывающая информация о книге "Экспозиция".

Она входит в серию книг "pocket guide" издательства Эксмо.

Ее можно купить по выгодным ценам в 6 крупных интернет-магазинах России.

Книга «Экспозиция» - постоянный участник в списках самых ожидаемых новинок 2013 года.

Хотите прочитать отрывок из книги или рецензии читателей - пожалуйста , просто перейдите на сайт интернет-магазина.

Чтобы найти другие книги автора у нас на сайте, вы можете воспользоваться быстрым поиском книг:

искать можно по разным параметрам, например, названию книги.

Источник:

knigabook.com

Рисунки Александра Яковлева из трансафриканской экспедиции представлены в Москве

Новости Рисунки Александра Яковлева из трансафриканской экспедиции представлены в Москве

Александр Яковлев - художник и путешественник - объехал полмира, знакомясь с традиционными культурами разных стран. Во Франции, где Яковлев обосновался после революции, его работы пользовались большой популярностью. А на родине первая его выставка открылась на днях в столичной галерее "Наши художники". В экспозиции - рисунки, созданные во время трансафриканской экспедиции, так называемого "Чёрного рейда". Репортаж Анастасии Егоровой.

Это групповой портрет участников "Черного рейда". Крайний слева - его автор, художник Александр Яковлев. В 1924 году Андре Ситроен организовал экспедицию через Африку - с севера на юг. От Алжира до Мадагаскара. Отчасти, это был рекламный ход: владелец знаменитой автофирмы решил повысить продажи своего полугусеничного автомобиля, однако круиз восьми машин по "черному континенту" позиционировали еще и как этнографическую экспедицию.

"Иной раз скорость достигала 10-12 км в час, не более, это все на фоне песчаных бурь, потому что путешествовали они в сложное время года", - отметила куратор выставки Елена Каменская.

Экспедиция отправилась зимой, вездеходы вполне успешно преодолевали пески, болота и реки. Ориентировались по компасу и следам караванов. "Верблюд умер, а Citroеn - нет", - писали французские газеты. Черный рейд был отлично организован. Каждую стоянку тщательно готовили заранее. Кроме пилотов и штурманов, в экспедицию взяли зоолога, кинооператора, режиссера и художника Александра Яковлева.

"Яковлев, как известно, был блистательный рисовальщик, он довольно быстро мог изобразить похоже модель. Это вводило в абсолютный ступор вождей, которые соглашались позировать. Известно, что изображение человека, особенно в культурах древних, имело свою магическую силу", - объяснила Елена Каменская.

Яковлев стал для аборигенов чем-то, вроде божества. Ему посвящали торжества, проводили обряды. Художник рисовал Африку сангиной, углем. Большие работы писал маслом уже в парижской мастерской. Ирэн Зайончек не была лично знакома с художником, с ним общались ее родители, русские эмигранты. Говорит, что и сейчас дух Яковлева есть в ее доме в Париже так же, как и картины из "Черного рейда".

За время "Черного рейда" Александр Яковлев создал 300 рисунков. Большинство из них были выставлены в 1926 году в галерее Шарпантье и раскуплены вмиг. Покупателей привлекала сочетание классической русской школы и африканской экзотики. За "Черный рейд" президент Франции вручил Александру Яковлеву орден Почетного легиона.

"Яковлев остался во Франции и стал там моднейшим, дорогущим художником. Его стали покупать коллекционеры и в Европе, и в США. Прошло несколько поколений, прежде чем его вещи стали появляться на рынке опять, и это как раз удачно совпало с коллекционерским бумом в нашей стране", - рассказал искусствовед Михаил Каменский.

Александр Яковлев был одним из редких русских художников-путешественников. Кроме Африки, он бывал в Китае, Монголии, Японии. А возвращаться любил на остров Капри, где заканчивал свои путевые рисунки.

Источник:

tvkultura.ru

Журнальный зал: Новая Юность, 2004 №2(65) - ВРЕМЕНА И СТРАНСТВИЯ АЛЕКСАНДРА ЯКОВЛЕВА

Журнальный зал

толстый журнал как эстетический феномен

  • Новые поступления
  • Журналы
    • ЖУРНАЛЬНЫЙ ЗАЛ
    • Арион
    • Вестник Европы
    • Волга
    • Дружба Народов
    • Звезда
    • Знамя
    • Иностранная литература
    • Нева
    • Новая Юность
    • Новый Журнал
    • Новый Мир
    • Октябрь
    • Урал
    • НОН-ФИКШН
    • Вопросы литературы
    • НЛО
    • Неприкосновенный запас
    • НОВОЕ В ЖЗ
    • Homo Legens
    • Prosodia
    • ©оюз Писателей
    • День и ночь
    • Дети Ра
    • Зеркало
    • Иерусалимский журнал
    • Интерпоэзия
    • Крещатик
    • Новый Берег
    • АРХИВ
    • ВОЛГА-ХХI век
    • Зарубежные записки
    • Континент
    • Критическая Масса
    • Логос
    • Новая Русская Книга
    • Новый ЛИК
    • Отечественные записки
    • Сибирские огни
    • Слово\Word
    • Старое литературное обозрение
    • Студия
    • Уральская новь
  • Проекты
    • Вечера в Клубе ЖЗ
    • Египетские ночи
    • Премия «Поэт»
    • Премия Алданова
    • Премия журнала «Интерпоэзия»
    • Поэтическая премия "Anthologia"
    • Страница Литературной премии И.П.Белкина
    • Страница Литературной премии им. Ю.Казакова
    • Академия русской современной словесности
    • Страница Карабчиевского
    • Страница Татьяны Тихоновой
  • Авторы
  • Выбор читателя
  • О проекте
  • Архив
  • Контакты
ВРЕМЕНА И СТРАНСТВИЯ АЛЕКСАНДРА ЯКОВЛЕВА

В России в последнее время все больше внимания уделяется конкурентоспособности на мировой арене того, что создано на просторах родины. Произведения искусства в этом смысле ничуть не менее важны для престижа страны, чем, скажем, какая-нибудь высокоточная военная техника. Даже более, поскольку техника все равно когда-нибудь устареет или выйдет из строя, а искусство, подобно хорошему вину, с годами становится только ценнее. Это же можно сказать об ученых и художественных талантах, коими Россия щедро делилась с Европой и Америкой на протяжении почти всего ХХ века (и отчасти продолжает делать это в новом столетии). К примеру, среди эмигрантов из России, покинувших ее вслед за драматическими событиями 1917 года, было много действительно уникальных творческих личностей в разных областях и науки, и искусства, которые не только завоевали высокий авторитет в своих профессиональных сферах на Западе, но и нередко осознавали себя представителями именно русской культуры. Один из них — знаменитый уже в 1920–1930-е годы Александр Евгеньевич Яковлев (1887–1938).

До того, как приобрести устойчивую репутацию “художника-путешественника”, знатока и изобразителя экзотического быта и культуры народов Востока и Африки, Яковлев успел с блеском окончить Императорскую Академию художеств и в качестве ее стипендиата провести полтора года в Италии, вдохновляясь творениями выдающихся мастеров Возрождения, побывать в Испании и на Майорке, участвовать в создании Цеха Святого Луки в Петербурге, посотрудничать с театральным кабаре “Привал комедиантов” и создать эскизы нескольких монументальных росписей, в частности — зала ожидания Казанского вокзала в Москве. Странствия художника и его путь к международной славе начались как раз с этого заказа. Осенью 1917 года Яковлев впервые попал на Дальний Восток, куда отправился для сбора визуального материала как раз в связи с предстоящей росписью Казанского вокзала. В 1918 году художник проехал по Китаю, Монголии и Японии и в Россию более не вернулся. Проведя выставку в Шанхае, Яковлев осенью 1919 года перебрался в Париж и уже следующей весной представил свои путевые зарисовки и живописные работы в известной галерее Barbazanges. Необычная красочность и экзотичность этих работ предопределили большой успех выставки. Практически все экспонаты были распроданы, а в 1922 году парижский издатель Люсьен Вожель выпустил тиражом 150 экземпляров альбом с цветными воспроизведениями яковлевских работ “Рисунки и живопись Дальнего Востока” (книга была оформлена Василием Шухаевым — давним другом и однокашником Яковлева по Императорской Академии художеств). Одновременно вышел еще один альбом с иллюстрациями Яковлева — на темы китайского театра, в сопровождении текста китайского автора Чжу Ким-Кима, — небывало успешный старт для художника-иностранца в Париже.

Ориенталистские сюжеты Яковлева оказались очень “кстати” в связи с общим увлечением экзотикой, охватившим парижские светские круги, что предвещало наступление новой художественной моды в изобразительном искусстве, стиле одежды и убранстве интерьеров — Ар Деко. Среди станковых живописных работ Яковлева этого времени особого упоминания заслуживают большие портреты в рост: “Дама с двумя масками” (жена друга — Вера Шухаева, 1921) и балерина Анна Павлова (1922–1924).

Экзотическое и декоративно-театрализованное направления в большой мере предопределили дальнейшую судьбу художника. Он ставил свои путевые зарисовки и живописные работы в известной галерее Barbazanges. Необычная красочность и экзотичность этих работ предопределили большой успех выставки. Практически все экспонаты были распроданы, а в 1922 году парижский издатель Люсьен Вожель выпустил тиражом 150 экземпляров альбом с цветными воспроизведениями яковлевских работ “Рисунки и живопись Дальнего Востока” (книга была оформлена Василием Шухаевым — давним другом и однокашником Яковлева по Императорской Академии художеств). Одновременно вышел еще один альбом с иллюстрациями Яковлева — на темы китайского театра, в сопровождении текста китайского автора Чжу Ким-Кима, — небывало успешный старт для художника-иностранца в Париже.

Ориенталистские сюжеты Яковлева оказались очень “кстати” в связи с общим увлечением экзотикой, охватившим парижские светские круги, что предвещало наступление новой художественной моды в изобразительном искусстве, стиле одежды и убранстве интерьеров — Ар Деко. Среди станковых живописных работ Яковлева этого времени особого упоминания заслуживают большие портреты в рост: “Дама с двумя масками” (жена друга — Вера Шухаева, 1921) и балерина Анна Павлова (1922–1924).

Экзотическое и декоративно-театрализованное направления в большой мере предопределили дальнейшую судьбу художника. Он становится преуспевающим мастером, который не только регулярно проводит персональные выставки, но и открывает собственную школу на Монпарнасе (опять совместно с В. Шухаевым). Со своим петербургским другом, приехавшим в Париж в 1920 году, Яковлев не только делил преподавание и устраивал совместные выставки (например, в галерее Barbazanges в 1921 году и в Америке, в Питсбурге, в 1927 году), но и исполнял заказы на монументальные росписи. К примеру, интерьер частного концертного зала на улице Перголез, который принадлежал князю Ф.Юсупову, — на тему “Сказки А.С. Пушкина в музыке” (1925). Из самостоятельных стенных композиций Яковлева того времени стоит упомянуть известный цикл “Триумф кулинарного искусства” (1922) в зале ресторана “La Biche"(“Лань”) на улице Мартир, основанного еще в первой трети XVII века. Судя по свидетельству самого художника, роспись была наполнена множеством деталей и создана с явной иронией, поскольку изображала в гротескной манере всю историю человеческого чревоугодия, начиная с Адама и Евы и кончая современностью. Роспись, которая Яковлева “очень забавляла в работе”, венчал портрет владельца заведения в окружении всего персонала ресторана.

Еще одна большая работа Яковлева-монументалиста — роспись зала одного из средневековых итальянских замков “в стиле венецианского XVIII века”, которой художник занимался все лето 1924 года.

В 1924–1925 годах Яковлев был снова в путешествии: проходил знаменитый “Черный круиз” фирмы “Ситроэн” — не только рекламная акция одноименных автомобилей, но и этнографическая и зоологическая экспедиция по малоизученным районам Африки (Сахара, Судан, Нигер, Чад, Бельгийское Конго, Мозамбик и Мадагаскар). Из этого путешествия, наполненного экзотикой природных ландшафтов и силой человеческих типов, яркостью одежд и украшений коренных африканцев, художник привез почти 300 набросков и картин. 228 из них были продемонстрированы на персональной выставке в галерее Шарпантье в мае 1926 года и тут же были почти полностью распроданы. Это принесло Яковлеву не только материальную независимость, но еще и признание, и даже орден Почетного легиона. Особенно восхитил всех современников огромный групповой портрет в рост всех участников экспедиции (4,5 х 3 м), отличавшийся необычайной иллюзорностью мельчайших деталей, — об этом, в частности, писали в письмах и дневниках очевидцы той памятной экспозиции — Анна Остроумова-Лебедева и Константин Сомов. Через год в издательстве “Вожель”, с которым постоянно сотрудничал Яковлев, вышла иллюстрированная книга об экспедиции. После этого за Яковлевым окончательно закрепилась репутация непревзойденного мастера экзотических сюжетов и этнических типов. Затем последовали экспедиции на сафари в Эфиопию в 1928 году (с Генри Ротшильдом), а также новый трансконтинентальный поход с фирмой “Ситроэн” — “Желтый круиз” по Сирии, Ирану, Афганистану, Монголии, Китаю и Вьетнаму в 1931–1932 годах. Итогом стала новая шумная выставка в галерее Шарпантье в 1933 году, где Яковлев представил уже около 500 (!) произведений, многие из которых были проданы, а 50 — воспроизведены в цвете в уникальной книге издательства “Вожель” тиражом всего в 500 экземпляров.

Выставка вызвала большой резонанс в художественных кругах, и не в последнюю очередь потому, что здесь впервые Яковлев предстал не как доскональный рисовальщик, а как живописец по преимуществу, отдававший приоритет цветовому пятну и предпочитавший широкие обобщенные пейзажные виды портретам. К тому же этой поездке предшествовал короткий период изучения Яковлевым стенописи древних Помпей и копирования фресок в музее Неаполя. Впечатления от античных подлинников повлияли на ослабление графической четкости форм и усиление живописного, стихийного начала в живописи мастера, что и нашло отражение на ретроспективной выставке в галерее La Renaissance в 1929 году. Последние годы творчества Яковлева отмечены не только его трехлетним преподаванием в Школе Музея изящных искусств Бостона, но и поисками нового декоративно-синтетического стиля, который формировался под определенным влиянием работ А. Матисса, П. Пикассо, Ж. Брака, Ж. Руо и А. Дюнуайе де Сегонзака. Неожиданная смерть от скоротечного рака в 1938 году прервала многообещающую эволюцию. Художник остался в истории искусства преимущественно как “неоакадемист”, хотя очевидно, что подобный термин очень обедняет представление об этом талантливейшем мастере .

Выставка в Музее 1930-х годов, открытая весной 2004 года в ближайшем парижском пригороде Булонь-Бьянкур — первая полноценная ретроспектива произведений Яковлева, охватывающая разные периоды и разные сферы его творчества в эмиграции за более чем 35 лет.

Прошлые выставки произведений Яковлева были либо мемориальными (например, в 1939 году в Grand Central Palace (Нью-Йорк) и в галерее Vose в Бостоне), либо — узкотематическими (парижская галерея “Вандом”, 1965 г., и аукцион М. Бланш в Версале, — экспозиция носила название “Черный круиз и негритянское искусство”, 1967 г.). В 1988 году в Русском музее прошла совместная экспозиция работ А. Яковлева и В. Шухаева из отечественных собраний (то есть в основном вещей российского периода).

Особенности нынешней представительной экспозиции (в нее включено более 150 живописных и графических произведений), во-первых, в том, что она расположена в залах, специально посвященных тому художественному контексту, той культурной среде, что с восторгом принимала и так высоко ценила искусство Александра Яковлева — то есть 1920–30-м годам с их ярко выраженным стилизмом Ар Деко, тягой к экзотике и с интернациональной “Парижской школой”, в которой русским принадлежало очень заметное место. К тому же выбор Булонь-Бьянкур для показа произведений Яковлева тоже не случаен: ведь именно здесь в первые годы эмиграции жило большинство тех, кто оставил Россию (не случайно этот парижский пригород называли на русский манер “Бьянкурском). Во-вторых, помимо 17 работ Яковлева, уже имеющихся в упомянутом музее, экспонаты на выставку предоставили все крупные парижские собрания — начиная от Центра Жоржа Помпиду и кончая музеем африканского искусства, а также музеи Бельгии, Центральноафриканской Республики и многочисленные антикварные галереи и частные коллекционеры из Франции и Соединенных Штатов. В-третьих, не может не привлекать то, как построена экспозиция и как поданы ее экспонаты. Несмотря на преобладание этнографических мотивов творчества Яковлева, организаторы (генеральный комиссар Эммануэль Бреон —главный хранитель Музея 1930-х годов и один из хранителей этого музея Мишель Лефрансуа, отвечавший за научную концепцию выставки) постарались представить все многообразие наследия художника, не сводят все только лишь к работам, привезенным из экспедиций “Ситроэна”. Поэтому на выставке показаны и портреты разных лет, и красочные сцены спектаклей в китайском и японском театрах 1917–18-х годов, и яркие пейзажи Капри и Майорки, и живописные жанровые сценки. Несомненный атрибут практически всякой современной европейской выставки — компьютерные мониторы, на которых представлена всевозможная дополнительная информация: иллюстрированная биография художника с упором на его путешествия в экзотические страны, а также программа сопровождающих выставку лекций, показов фильмов и т.д. Но интереснее другая компьютерная программа, посвященная все тем же “черному” и “желтому” круизам “Ситроэна”, участие в которых стало не только трамплином для широкой славы Яковлева, но и его визитной карточкой. Помимо детально прочерченных на географических картах маршрутов обеих экспедиций и воспроизведений основных работ художника, созданных в тех или иных ключевых пунктах этих маршрутов, на мониторе можно видеть подробные списки всех участников поездок, а также поиграть (в интерактивном режиме) в познавательную викторину о быте и нравах экзотических стран, в которых они побывали.

Каталог, выпущенный к открытию выставки Александра Яковлева в Булони, впечатляет не только внушительностью (240 страниц, 200 иллюстраций), но и разнообразием текстов. Помимо статей обоих комиссаров экспозиции, в нем можно найти статьи нескольких французских искусствоведов и историков, освещающих разные аспекты творчества Яковлева. Открывает каталог статья члена Французской Академии Пьера Розенберга. И вот его слова, с которыми нельзя не согласиться: “Нет ничего более поверхностного и более неверного, чем видеть в Яковлеве лишь художника-ориенталиста. Он пишет с натуры, сверяясь с моделью, но обладает неподкупной честностью, которая свойственна только великим художникам”.

По всем вопросам обращаться к Сергею Костырко

Журналы

  • Новые поступления
  • Журналы
    • ЖУРНАЛЬНЫЙ ЗАЛ
    • Арион
    • Вестник Европы
    • Волга
    • Дружба Народов
    • Звезда
    • Знамя
    • Иностранная литература
    • Нева
    • Новая Юность
    • Новый Журнал
    • Новый Мир
    • Октябрь
    • Урал
    • НОН-ФИКШН
    • Вопросы литературы
    • НЛО
    • Неприкосновенный запас
    • НОВОЕ В ЖЗ
    • Homo Legens
    • Prosodia
    • ©оюз Писателей
    • День и ночь
    • Дети Ра
    • Зеркало
    • Иерусалимский журнал
    • Интерпоэзия
    • Крещатик
    • Новый Берег
    • АРХИВ
    • ВОЛГА-ХХI век
    • Зарубежные записки
    • Континент
    • Критическая Масса
    • Логос
    • Новая Русская Книга
    • Новый ЛИК
    • Отечественные записки
    • Сибирские огни
    • Слово\Word
    • Старое литературное обозрение
    • Студия
    • Уральская новь
  • Проекты
    • Вечера в Клубе ЖЗ
    • Египетские ночи
    • Премия «Поэт»
    • Премия Алданова
    • Премия журнала «Интерпоэзия»
    • Поэтическая премия "Anthologia"
    • Страница Литературной премии И.П.Белкина
    • Страница Литературной премии им. Ю.Казакова
    • Академия русской современной словесности
    • Страница Карабчиевского
    • Страница Татьяны Тихоновой
  • Авторы
  • Выбор читателя
  • О проекте
  • Архив
  • Контакты

© 1996 - 2017 Журнальный зал в РЖ, "Русский журнал"

Источник:

magazines.russ.ru

Яковлева О. (ред.) Экспозиция в городе Астрахань

В представленном каталоге вы можете найти Яковлева О. (ред.) Экспозиция по доступной стоимости, сравнить цены, а также найти прочие предложения в группе товаров Словари, справочники и энциклопедии. Ознакомиться с параметрами, ценами и рецензиями товара. Транспортировка может производится в любой населённый пункт РФ, например: Астрахань, Чебоксары, Калининград.