Каталог книг

М. И. Гельвановский Повышение конкурентоспособности российской экономики в условиях глобализации: концептуальные и правовые проблемы

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

Для России проблема повышения конкурентоспособности экономики заключается в преодолении технического отставания, максимально полного использования конкурентных преимуществ, которые есть у российской экономики, создании новых конкурентных преимуществ экономики и в первую очередь ведущих промышленных компаний России. Государство и бизнес должны совместно проводить политику, стратегическим направлением которой будет переориентация развития хозяйства страны с преимущественной добычи и переработки сырья на увеличение доли высокотехнологичных товаров и услуг, в том числе и в экспорте страны.

Характеристики

  • Форматы

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
М. И. Гельвановский Повышение конкурентоспособности российской экономики в условиях глобализации: концептуальные и правовые проблемы М. И. Гельвановский Повышение конкурентоспособности российской экономики в условиях глобализации: концептуальные и правовые проблемы 79.9 р. litres.ru В магазин >>
Г. М. Залозная Повышение конкурентоспособности российской экономики как фактор экономического роста в условиях глобализации Г. М. Залозная Повышение конкурентоспособности российской экономики как фактор экономического роста в условиях глобализации 79.9 р. litres.ru В магазин >>
Отсутствует Национальные интересы: приоритеты и безопасность № 3 (192) 2013 Отсутствует Национальные интересы: приоритеты и безопасность № 3 (192) 2013 750 р. litres.ru В магазин >>
Конкурентоспособность российских предприятий в условиях глобализации Конкурентоспособность российских предприятий в условиях глобализации 4929 р. ozon.ru В магазин >>
Отсутствует Национальные интересы: приоритеты и безопасность № 13 (250) 2014 Отсутствует Национальные интересы: приоритеты и безопасность № 13 (250) 2014 750 р. litres.ru В магазин >>
Развитие Российской банковской системы в условиях глобализации Развитие Российской банковской системы в условиях глобализации 7790 р. ozon.ru В магазин >>
Отсутствует Вестник Академии №4/2014 Отсутствует Вестник Академии №4/2014 249 р. litres.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Книга Повышение конкурентоспособности российской экономики в условиях глобализации: концептуальные и правовые проблемы - М

Повышение конкурентоспособности российской экономики в условиях глобализации: концептуальные и правовые проблемы О книге "Повышение конкурентоспособности российской экономики в условиях глобализации: концептуальные и правовые проблемы"

Для России проблема повышения конкурентоспособности экономики заключается в преодолении технического отставания, максимально полного использования конкурентных преимуществ, которые есть у российской экономики, создании новых конкурентных преимуществ экономики и в первую очередь ведущих промышленных компаний России. Государство и бизнес должны совместно проводить политику, стратегическим направлением которой будет переориентация развития хозяйства страны с преимущественной добычи и переработки сырья на увеличение доли высокотехнологичных товаров и услуг, в том числе и в экспорте страны.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Повышение конкурентоспособности российской экономики в условиях глобализации: концептуальные и правовые проблемы" М. И. Гельвановский бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Источник:

avidreaders.ru

Реферат: Повышение конкурентоспособности российской экономики в условиях глобализации: концептуальные и правовые проблемы

Повышение конкурентоспособности российской экономики в условиях глобализации: концептуальные и правовые проблемы Оригинальная работа Детальная информация о работе Выдержка из работы

М. И. Гельвановский

д. э. н, директор Национального института развития Отделения общих наук РАН

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ И ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ1

Для России проблема повышения конкурентоспособности экономики заключается в преодолении технического отставания, максимально полного использования конкурентных преимуществ, которые есть у российской экономики, создании новых конкурентных преимуществ экономики, и в первую очередь ведущих промышленных компаний России. Государство и бизнес должны совместно проводить политику, стратегическим направлением которой будет переориентация развития хозяйства страны с преимущественной добычи и переработки сырья на увеличение доли высокотехнологичных товаров и услуг, в том числе и в экспорте страны.

Конкурентоспособность: личных субъектов рынка к успешному со-

основные элементы структуры ревнованию со своими конкурентами, ко-понятийной конструкции торое не только более полно отражает

требования рынка, но, что особенно важ-

Конкурентоспособность — это комп- но, ориентирует субъекты конкурентной лексное понятие, требующее струк- борьбы на активные действия по завоева-туризации, без которой ее невоз- нию рыночных позиций, их удержанию, ук-можно осмыслить во всей полноте, а стало реплению и расширению. быть, и добиваться ее повышения. Поэто- Носителей конкурентных преимуществ

му, прежде чем рассматривать проблему можно условно разделить на три основ-связи конкурентоспособности и глобали- ные группы, каждая из которых характеризации, необходимо уточнить структуру са- зует иерархический уровень формирова-мого этого комплексного понятия. ния категории конкурентоспособности:

Под конкурентоспособностью в самом общем виде понимается способность раз- • микроуровень — товары (конкретные

виды продукции и услуг) —

1 • мезоуровень — отдельные предпри-

1 Данная статья является результатом исследо- ,

ятия, фирмы, их корпоративные объедине-

вания, проводимого при поддержке РГНФ (Проект & gt- '--г г & gt- гг «

04−02−175а). ния, отрасли, отраслевые комплексы-

• макроуровень — национальные хозяйства отдельных стран.

На каждом из указанных уровней формируется различное содержание самого процесса конкуренции и круг факторов, определяющих микро-, мезо- и макроконкурентоспособность. Каждое из перечисленных понятий конкурентоспособности описывается своим набором показателей и, соответственно, процесс повышения конкурентоспособности требует специфического для каждого уровня подхода.

В соответствии с предложенной структурой понятия конкурентоспособности на каждом из уровней формулируются следующим образом:

• под микроконкурентоспособностью следует понимать совокупность факторов, обеспечивающих товарам преимущества в их обмене на деньги на внутреннем и внешнем рынках-

• под мезоконкурентоспособностью следует понимать совокупность факторов, обеспечивающих устойчивое производство и сбыт конкурентоспособных товаров на внутреннем и внешнем рынках-

• под макроконкурентоспособностью следует понимать совокупность факторов, укрепления и развития национальной воспроизводственной базы, обеспечивающей долгосрочные преимущества страны в мировой экономике по сравнению с другими странами.

Существует еще и гипермакроконкурентоспособность, которая возникает в случае объединения конкурентных преимуществ отдельных стран, подчинения их общей стратегии.

Всю совокупность конкурентных преимуществ условно можно разделить на три группы:

• ресурсные — обладание ресурсами особого качества или количества (природными или приобретенными) —

• операционные — характеристика степени или эффективности использования имеющихся ресурсов-

• программно-стратегические — наличие определенной стратегии развития субъекта — носителя конкурентных преимуществ и качество этой стратегии.

Виды преимуществ усложняются от ресурсных к стратегическим, и последние (стратегические) становятся все более важными.

Сегодня конкурентная борьба фактически превращается в борьбу стратегий практически на всех уровнях, а стратегическая компонента, по сути, является ведущей характеристикой конкурентоспособности.

Помимо общего положения о важности стратегической компоненты перед другими видами конкурентных преимуществ, надо учитывать закономерность возрастания этой компоненты от микро- к макроуровню, трудности ее квантификации (количественного определения).

Несмотря на принципиальное различие формирования конкурентных преимуществ на разных уровнях организации национальной экономики, на каждом из этих уровней можно условно выделить три группы конкурентных преимуществ и соответствующую стратегическую компоненту:

• на микроуровне — это качество, цена и стратегия более тесного взаимодействия с потребителями производимых товаров (продукции и услуг) —

• на мезуровне — это совокупность традиционных ресурсных, операционных и стратегических преимуществ с выделением последних в качестве все более важных по мере укрупнения и усложнения органи зационно-технических и финансовых факторов формирования и развития фирм и их различных объединений-

• на макроуровне — все факторы, формирующие конкурентоспособность на пер-

вых двух уровнях, но с включением в стратегический блок геополитической и социальной компонент, а также и приданием особого значения экономической безопасности.

Решение главной проблемы — получения интегрального эффекта, который должен быть достигнут путем выработки национальной политики и стратегии повышения конкурентоспособности российской экономики, отдельных ее предприятий и производимых ими товаров (продукции и услуг), — лежит в выработке тонкого баланса между:

• частными и государственными (общественными) интересами (государственная и частная монополия), а также проблемой баланса конкуренции и взаимодополняющим согласованием интересов-

• монополией и конкуренцией (монополия и монополизм, границы использования конкурентной борьбы и структурная оптимизация рынков) —

• экономическими, социальными и геополитическими целями развития страны (социальные границы и социальные приоритеты конкурентоспособности, роль геополитических факторов, конкурентоспособность богатых и бедных стран).

Конкурентоспособность и глобализация

Новые конкурентные условия в мировой экономике обусловлены процессом глобализации. Процесс глобализации имеет ряд аспектов, каждый из них имеет свое значение для формирования конкурентных преимуществ, среди которых основные следующие:

• экономический (либерализация рынков товаров и капиталов со стороны правительств национальных государств, кон-

центрация, централизация международного капитала в крупных транснациональных компаниях и финансовых группах) —

• политико-правовой (размывание государственных границ, принятие международных правовых актов и соглашений, ослабляющих роль и влияние государств на внутри- и внешнеэкономические процессы) —

• научно-технический, выражающийся в феномене техноглобализма, слиянии появляющихся в отдельных странах нововведений и новых технологий в единый комплекс технических знаний, возникновения «технологических макросистем» в области связи, транспорта, производства как результат революции в сфере телекоммуникаций-

• социокультурный (ослабление роли национальных традиций, обычаев, духовноэтическая конвергенция, выражающаяся в сближении социокультурных стереотипов, шкалы жизненных ценностей, политических и социальных представлений людей, возрастание роли индивида и снижение роли социума) —

• этнодемографический (стремительный рост народонаселения планеты в основном за счет развивающихся стран и его этническая диффузия, метисация, усиление миграционных процессов, старение населения в промышленно развитых странах) —

• экологический (глобальное обострение экологических проблем, имеющих принципиальное значение для жизнеобеспечения населения планеты).

При этом в собственно экономическом поле происходят процессы, в результате которых формируются явления, создающие принципиально новые качество и структуру мировой экономики по сравнению с той, которая была характерна для нее еще 10−15 лет назад.

К основным можно отнести такие явления, как:

• финансовая глобализация и становление глобальных транснациональных корпораций-

• рост господства капитала над производством и небывалый ранее размах финансовых спекуляций-

• интенсификация мировой торговли-

• регионализация мировой экономики-

• тенденции к глобальной конвергенции хозяйственных укладов-

• многократное увеличение информационных потоков и рост их разнообразия, открытость информации-

• расширение влияния глобальных олигополий-

• рост слоя транснациональных предпринимателей-

• перестройка центров политической, экономической и военной мощи, создание транснациональной экономической дипломатии-

• глобализация наднациональной государственной власти.

Разнообразие и масштабность этих процессов требуют их систематизации и структурирования, с тем чтобы получить достаточно внятное представление о современной картине мирового хозяйства, в недрах которого происходят эти глобализационные процессы.

Сегодня с позиций конкурентной борьбы и повышения конкурентоспособности национальной экономики глобализацию можно и нужно рассматривать как некий конкурентный мегапроект, при реализации которого происходит укрепление имеющихся и создание новых конкурентных преимуществ развитых стран мира, основанный на новых формах транснационализации экономической деятельности, путем подавления национальных социокультурных стереотипов поведения конкурентов, с использованием новейших информационных и финансовых технологий, а также новых форм международной производственной, политико-правовой и

Этот проект реализуется через организацию различных процессов, которые условно можно разделить на три основных блока:

Организационный процесс, обусловивший рост международной операционной мобильности фирм, связан с политико-правовой активностью правительств стран, наиболее заинтересованных в развитии и сопровождении первого процесса. Он имеет два уровня: общемировой и региональный.

На общемировом уровне правительства промышленно развитых стран с начала 90-х годов начали активно продвигать через систему международных организаций (ООН, ВТО и другие международные организации) стратегию нового глобального политического и экономического устройства, в котором центральное место занимает изменение роли государства в регулировании экономики.

Эта стратегия выражается в создании условий и правил для активной либерализации внешнеэкономических связей, которая состоит, главным образом, в упразднении или, по крайней мере, постепенном выравнивании различий в существующих нормах регулирования внешнеэкономической деятельности, а также в снижении или устранении ограничений международного экономического обмена, которые устанавливаются правительствами отдельных государств.

На региональном уровне происходит формирование и укрепление региональной интеграции стран, где процессы интернационализации проходят более интенсивно, чем в мире в целом. Это такие регионы, как Европейский Союз (ЕС), Се-

вероамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА) и Южно-Американский торговый союз (МЕРКОСУР).

В этих условиях степень открытости и конкурентоспособности экономики отдельных стран стала определяться различиями в степени их участия в глобальных экономических процессах или степенью регионализации их экономической деятельности.

Следует отметить, что процесс региональной интеграции можно рассматривать двояко: с одной стороны, как ступень к глобализации, а с другой — как комплексный ответ на вызов глобализации, своего рода защиту от слишком активного проникновения глобальных процессов в регионы, которые по каким-либо причинам не желают такого проникновения. Такой процесс локальных и региональных интеграционных процессов получил название глокали-зации.

Естественно, что в таких условиях формирование политики повышения конкурентоспособности национальной экономики требует тщательного учета всех нюансов процесса глобализации и выработки четкого позиционирования в этой новой системе прежде всего с политико-правовых и организационно-технологических позиций. Законодательство должно непременно учитывать эти новые условия, их динамику и возникающие в связи с ними угрозы для национальной экономики.

Основные элементы стратегии конкурентного стратегического позиционирования России в условиях глобализации

Рассмотрение глобализации как международного мегапроекта требует выработки для России основных направлений ее собственного глобального позиционирования. Основными элементами этого позиционирования могут быть:

• выработка стратегии конкурентоспособности и связанной с ней стратегии экономической безопасности в условиях глобализации (государственная стратегия экономической безопасности России должна рассматриваться как фундамент реализации ее конкурентных преимуществ) —

• определение путей обеспечения инвестиционной независимости и финансовой самостоятельности страны как одной из основных форм реализации экономического суверенитета-

• формирование Россией своей собственной концепции гипермакроконкуренто-способного экономического пространства — соединение конкурентных преимуществ отдельных стран в новую совокупность региональных международных преимуществ (т. е. то, чего добиваются прежде всего европейские страны, объединяясь сначала в экономический, а затем и в политический союз).

Проблема законодательного обеспечения политики повышения конкурентоспособности национальной экономики

Ясно, что такая масштабная и сложная задача, какой является повышение конкурентоспособности национальной экономики, требует мощного законодательного обеспечения. Исходя из поставленной задачи, не умаляя значения всех остальных уровней и факторов конкурентоспособности, целесообразно главное внимание законотворческого процесса сосредоточить на стратегических факторах, формирующих макроконкурентоспособность. Именно эти факторы в первую очередь должны быть предметом мониторинга, анализа и управленческого воздействия на основе законодательного установления.

Здесь же следует подчеркнуть важность положения: в качестве необходи-

мых предпосылок создания условий для повышения конкурентоспособности российской экономики рассматривается безусловное отстаивание соответствующими государственными институтами национальных интересов, прежде всего в области геополитики (внешней безопасности) и обеспечения социальной стабильности в части бесперебойного функционирования систем жизнеобеспечения.

Концепция политики и поддерживающий ее закон, по нашим представлениям, должны содержать следующие основные разделы:

• принципы и процедуры разработки политики повышения конкурентоспособности экономики России и законодательное закрепление ее реализации-

• вертикальная интеграция решения задачи повышения конкурентоспособности экономики России-

• конкурентоспособная экономика и социальное партнерство-

• ответственность за причиненный ущерб конкурентоспособности экономики.

В законе также должны быть предусмотрены разделы, регламентирующие его место и роль в системе российского законодательства, и механизмы его реализации.

Кроме этого, в законе должны быть прописаны вопросы его согласования с сопутствующими ему законами в целях формирования общей системы законодательной поддержки национальной политики развития конкурентоспособной экономики Российской Федерации, а также план развития подзаконных актов, развивающих и конкретизирующих действие данного федерального закона.

Основным практическим итогом реализации данного закона должны стать разработка и реализация долгосрочной федеральной программы повышения конкурентоспособности российской эконо-

мики, развернутой по регионам страны, в которой должны быть предусмотрены направления участия России в международной кооперации и специализации с учетом соблюдения национальных интересов страны, ее населения на длительную перспективу.

Конкурентоспособность региона (субъекта Федерации), исходя из содержательной части политического документа и поддерживающей его законодательной базы, должна строиться на ряде исходных методологических положений.

1. На макроуровне регион должен быть встроен в территориальную систему разделения труда (систему специализации и кооперирования) страны в целом. Эта система разделения труда должна базироваться на макроэкономических расчетах эффективности решения задач внутреннего развития страны, которое должно в первую очередь решать задачу восстановления и укрепления ее национальной воспроизводственной базы.

Субъект Федерации должен вносить свой вклад в повышение национальной конкурентоспособности страны на системной основе. Одновременно он должен получать от возникающих эффектов этого разделения труда свою долю. Это главная, генеральная линия повышения эффективности производства региона и получения соответствующей выгоды от этой эффективности. Это блок крупных экономических решений, формирующих лицо экономики страны в мировой, стремительно глобализирующейся экономике. Здесь должно преобладать решение проблем специализации и кооперирования в масштабах страны и ее международной специализации.

2. На мезоуровне предприятия и компании должны формулировать свои отраслевые задачи, согласовывать свои интересы с условиями, складывающимися на макроуровне. Однако здесь должно преобладать

решение проблем повышения эффективности работы отдельных предприятий и их технологических комплексов, повышение технического и технологического уровня производства, организации труда, логистических решений на региональном уровне.

3. На микроуровне должны решаться проблемы удовлетворения потребительского рынка товарами высокого качества и по конкурентным ценам, а также проблемы доставки товаров потребителям, решаться проблемы, связанные с сезонностью производства и потреблением товаров и услуг.

При этом следует подчеркнуть, что только общенациональное и программное решение такой масштабной задачи, как повышение конкурентоспособности российской экономики может дать ожидаемый эффект — превратить Россию в передовую страну мира, способную успешно конкурировать на глобальных рынках с самыми развитыми странами и мощными транснациональными корпорациями мира.

Конкурентоспособность и экономическая безопасность

Процессы глобализации особенно обострили проблему экономической безопасности. Осмысление связи этих категорий вытекает из того, что конкурентоспособность может достигаться не только путем улучшения своих собственных характеристик, но и путем использования различного рода мер по блокированию развития конкурентов, срыва планов и программ повышения их конкурентоспособности, что нередко оказывается дешевле и эффективнее, чем разработка и реализация дорогостоящих собственных программ совершенствования технологии, обучения персонала, поиска новых путей удовлетворения покупательского спроса и пр.

Кроме того, деструктивные меры нередко могут оказаться и более эффективными с позиций «очистки» конкурентного поля и на какой-то срок обеспечить устойчивые лидирующие позиции практикующей такие меры фирме или стране. Однако такая деструктивная политика признается как недобросовестная конкуренция и чревата наказанием в законодательном порядке. Тем не менее соблазн использования, наряду с конструктивными методами конкурентной борьбы, и методов деструктивного характера нередко побеждает. И как отдельные компании, так и отдельные страны вынуждены считаться с этим обстоятельством в своей практике конкурентной борьбы. Степень выстраиваемой ими защиты от подобных мер также в значительной мере определяет уровень их конкурентоспособности, которая в такой постановке проблемы становится деятельностью по обеспечению экономической безопасности (фирмы или страны).

Особенно важно учитывать этот фактор при оценке конкурентоспособности на макроуровне, поскольку между странами практически пока еще не создано единого правового поля (оно только формируется и притом весьма своеобразно: на основе правовых систем ведущих промышленно развитых стран). При этом уже в рамках этой новой системы идет выстраивание таких стратегических концептуальных позиций, которые нередко могут блокировать попытки потенциальных стран-конку-рентов создать и укрепить свой собственный конкурентный плацдарм.

Методически обеспечение экономической безопасности должно осуществляться через учет связанных с этой безопасностью факторов уже на стадии формирования стратегии повышения конкурентоспособности, с тем чтобы при реализации этой стратегии конкретно складывающиеся условия конкурентной борьбы служили основанием лишь для корректировки выбранной стратегии.

Ясно, что укрепление и повышение макроконкурентоспособности в условиях глобализации подразумевает формирование оптимальной внутренней и внешней специализации экономики, выстраивания соответствующей ее структуры экономики, отражающей особенности ее национальной стратегии и тактики в международной конкурентной борьбе. Поэтому конкурентоспособность страны базируется прежде всего на ее жизнеспособности, т. е. на прочности ее национальной воспроизводственной базы, служащей фундаментом удержания, укрепления и расширения ее экономических позиций в мире.

Главная задача государства здесь состоит в том, чтобы с помощью выработки национальной экономической политики, закрепленной в соответствующей системе законов, обеспечить условия для стабильного и гармоничного развития страны на основе накопления и эффективного использования конкурентных преимуществ на всех уровнях, используя все факторы и привлекая все имеющиеся социальные ресурсы, а именно:

• государственный аппарат всех уровней-

• частно-предпринимательский корпус различных масштабов (крупный, средний и мелкий) —

• общественные организации (политические партии, различные профессиональные союзы и ассоциации, экологические организации и другие общественные институты).

Именно на такой методологической и организационной базе следует формировать систему комплексного управления повышением конкурентоспособности российской экономики.

В основе политики и стратегии развития конкурентоспособной экономики при этом должна лежать государственная стратегия экономической безопасности России как фундамента реализации ее конкурентных преимуществ. Это положение должно быть четко закреплено в законодательстве страны.

Статья поступила в редакцию 02. 10. 2006

MAKING THE RUSSIAN ECONOMY MORE COMPETITIVE UNDER GLOBALIZATION: LEGAL AND CONCEPTUAL ISSUES

For Russia, to become more competitive means to bridge the technological gap, to use its competitive advantages to the full, to gain new advantages and to use the potential of the leading Russian companies. The state bodies and businesses should develop a policy where the strategic priority would be the shift of accents from production and processing of raw materials to mass production of hi-end hi-tech goods and services, including those meant for export.

Узнай стоимость работы Похожие работы

21 день Заказать Курсовая от 1500 р.

7 дней Заказать Контрольная от 120 р.

Источник:

gugn.ru

Методологические подходы к обеспечению конкурентоспособности международных интеграционных группировок в условиях глобализации М

«Методологические подходы к обеспечению конкурентоспособности международных интеграционных группировок в условиях глобализации М.И. Гельвановский Михаил Иванович Гельвановский – д.э.н., профессор, . »

подходы к обеспечению

в условиях глобализации

Михаил Иванович Гельвановский – д.э.н., профессор, генеральный директор

Национального института развития Отделения общественных наук РАН. Специализируется на междисциплинарных исследованиях, охватывающих ценообразование в национальной и мировой экономике, международные экономические сопоставления, анализ эффективности национальных экономических систем, проблемы экономики переходного периода, проблемы развития малого предпринимательства и проблемы международной конкурентоспособности и экономической безопасности. Автор более ста опубликованных работ.

Многогранность взаимосвязей и взаимоотношений стран, входящих в международные интеграционные группировки, требует осмысления всей совокупности таких связей и достаточно ясно выстроенной системы, позволяющей определять правильные приоритеты центростремительных стимулов для стран содружества. Это должно способствовать решению как задач развития национальных хозяйств участвующих в интеграционном процессе государств, так и задач, связанных с формированием общего экономического и политического пространства.

При принятии тех или иных решений в процессе интеграции нередко возникают ситуации получения краткосрочной экономической выгоды или, наоборот, такая выгода оказывается упущенной, что создает препятствия для сближения стран.

Преодоление таких различий, формирование активных компромиссных решений оказывается более продуктивным тогда, когда сам процесс интеграции опирается на некие общие системные представления о приоритетах, объединяющих государства, создающие более благоприятные и устойчивые основы для совместного социально-экономического и геополитического развития. Эти приоритеты особенно важны, если учесть, что 44 Евразийская экономическая интеграция, №1(14), февраль 2012 М.И. Гельвановский «Методологические подходы к обеспечению конкурентоспособности статьи международных интеграционных группировок в условиях глобализации»

интеграция стран и их развитие протекают в условиях острой международной конкуренции. Именно международная конкурентная борьба требует, чтобы данная система приоритетов была ориентирована на повышение национальной конкурентоспособности, которая в условиях интегрированной хозяйственной системы превращается в конкурентоспособность международной интеграционной группировки.

Тема повышения конкурентоспособности международных интеграционных объединений является новой, малоизученной, но крайне актуальной.

Задача данного материала – попытаться пролить некоторый свет на эту проблему, выстроить логическую модель, дающую представления о приоритетах, возникающих в условиях международной интеграции вообще и интеграции стран постсоветского пространства в частности.

Анализируя методологические аспекты данной проблемы, предлагается кратко остановиться на трех предметах исследования:

1) конкурентоспособности как сложной комплексной категории;

2) специфическом характере конкурентоспособности международной интеграционной группировки стран постсоветского пространства;

3) глобализации как специфическом явлении, в значительной мере формирующем конкурентную среду в современной мировой экономике.

Именно взаимоувязанное рассмотрение этих трех объектов исследования дает некое общее представление о тех сложных взаимосвязях, которые возникают сегодня в процессе интеграции стран ЕврАзЭС, о значении различных сторон этого процесса и приоритетах, которые необходимо учитывать в конкретных интеграционных решениях.

1. Конкурентоспособность: вертикальный анализ категории Довольно распространенное и весьма упрощенное представление о конкурентоспособности обычно опирается на мнение о конкурентоспособности товара, которое переносится на предприятие или фирму, а затем и на страну.

Конкурентоспособность товаров выявляется из сравнения соотношений их цены и качества: чем ниже цена и выше качество, тем выше конкурентоспособность. Соответственно, чем ниже цены у предприятия или чем ниже цены в стране, тем выше конкурентоспособность предприятия или страны. В результате складывается представление, что чем ниже цены страны (причем обычно имеют в виду цены на экспортную продукцию), тем выше ее конкурентоспособность. Следовательно, государство, чтобы повысить конкурентоспособность, должно, прежде всего, повышать эффективность своего экспортного сектора, что является ошибкой. На самом деле все гораздо сложнее. Конкурентоспособность складывается, по крайней мере, на трех уровнях (см. рисунок 1). На каждом уровне формируются свои условия конкурентной борьбы, своя субъектность, свои цели и свои временные горизонты. Трехуровневая схема дает общее представление о конструкции этой сложной категории.

Более подробно вопросы о рейтингах WEF и IMD рассмотрены в следующей работе: Гельвановский М., Рожков К., Скрябина Н. (2009) Конкурентоспособность национальной экономики: проблемы статистического сопровождения. Поиски методологической адекватности. Москва: ИИЦ «Статистика России».

Все многообразие конкурентных преимуществ можно условно разделить на три группы2:

• ресурсные преимущества, то есть то, что лежит в основе формирования субъекта конкурентных отношений борьбы и с чего, собственно, начинается его способность к конкурентной борьбе;

• операционные преимущества, которые отражают эффективность использования имеющихся ресурсов, что позволяет добиваться снижения издержек и ведет к снижению ресурсопотребления и удешевлению производства товаров;

• стратегические преимущества, которые определяют позиционирование субъекта конкурентных отношений в конкурентной среде, направление и траекторию его развития.

Выстраивая конкурентные преимущества по уровням субъектов конкурентной борьбы, можно построить их матрицу (см. рисунок 2).

Предлагаемая группировка конкурентных преимуществ рассматривается как универсальная, поскольку может быть применима ко всем уровням конкурентных сред: микро (товарному), мезо (фирменному) и макро (страновому) и позволяет анализировать их именно по степени возрастания и усложнения субъектов конкурентной борьбы.

На рисунке 3 показано, что даже в упрощенной форме взаимосвязь конкурентных преимуществ представляет собой довольно сложную картину.

Тема конкурентных преимуществ важна для нас тем, что она позволяет выделить самое важное при достижении главной цели – повышении конкурентоспособности на макроуровне.

Даже поверхностное рассмотрение этой проблемы позволяет получить представление о том, что на конкурентоспособность субъекта конкурентной борьбы влияет многое. При этом чем сложнее сам субъект, тем сложнее и возможности решения задачи. Выход в таких случаях обычно дает группировка объектов исследования. Исходной посылкой группировки конкурентных преимуществ была последовательность их формирования и усложнение влияния на саму конкурентоспособность.

2. Специфика конкурентоспособности на уровне международной интеграционной группировки стран Опираясь на предшествующие методологические основания, можно сказать, что конкурентоспособность интеграционной группировки представляет собой аналог макроуровня конкурентной борьбы, только в качестве субъекта этой борьбы выступает не отдельное национальное хозяйство, а хозяйства всех участвующих в данной группировке стран.

Важно подчеркнуть, что синтез макропараметров участвующих стран представляет собой не простую сумму этих параметров, а гораздо большую величину, поскольку при объединении потенциалов резко возрастает возможность комбинирования факторов производства и увеличивается общее экономическое пространство (см. рисунок 5).

Наиболее важная проблема – на основе определения общих целей интеграционной группировки развернуть их в конкурентную стратегию и далее в целевые программы и проекты сотрудничества. Учитывая приоритет стратегической компоненты среди всех видов конкурентных преимуществ, разработка конкурентной стратегии представляет собой самую важную задачу при повышении конкурентоспособности.

Опираясь на методологию формирования конкурентных преимуществ, при которой базовым фактором является обеспечение безопасности, можно выстроить следующий алгоритм развертывания государственной конкурентной стратегии (см.

1) уточнение определения геополитических интересов для формирования внешнеполитической доктрины интеграционного объединения (содружества);

циональной экономики, позволяет распределить силы государственного управления с учетом значимости этих отраслей для решения главной задачи – повышения национальной конкурентоспособности интеграционного объединения (содружества).

Эта логическая последовательность формирования задач и принятия стратегических решений могла бы позволить предприятиям и компаниям стран содружества более четко понимать свои задачи, способствовать активному участию как государственных структур, так и отдельных компаний и предприятий в решении главной задачи – повышении конкурентоспособности интеграционного объединения. С учетом этих приоритетов и последовательности решения задач могли бы формироваться и отдельные проекты сотрудничества стран-участниц.

Таким образом, при формировании методологической базы принятия решений по повышению конкурентоспособности интеграционного объединения (содружества) целесообразно исходить из:

• приоритета гипермакроуровня над всеми остальными уровнями конкурентной борьбы;

• расширенного (по сравнению с чисто экономической эффективностью) представления о факторах конкурентоспособности и включения в качестве базы ее формирования фактора безопасности, который находит свое выражение в виде геополитических императивов конкурентной стратегии;

• приоритета стратегической компоненты среди всех конкурентных преимуществ, выражающегося в необходимости разработки конкурентной стратегии интеграционного объединения в современной мировой экономике и использовании предлагаемой последовательности постановки задач по реализации этой стратегии.

3. Глобализация мировой экономики:возрастание агрессивности конкурентнойсреды

В современных условиях доминирующее влияние на формирование конкурентной среды оказывает процесс глобализации, который носит крайне противоречивый характер. С одной стороны, это процесс экономической интеграции, основанный на новых возможностях научно-технического прогресса, инициировавших организационную активность кампаний и правительств ведущих стран мира. С другой стороны – это процесс возрастания конкурентной напряженности на мировых рынках и формирования специфических форм конкурентной борьбы, ведущих к усилению концентрации международных капиталов, централизации управления ими со стороны ведущих транснациональных корпораций, дифференциации стран по доходам на душу населения, а также возрастанию имущественной дифференциации населения большинства государств. В результате наблюдается усиление дестабилизации как на уровне отдельных стран, так и в глобальном масштабе.

статьи В процессе экономической глобализации можно выделить три наиболее важных формы:

1) Глобализация как объективная мировая тенденция интернационализации хозяйственной жизни Эта форма глобализации означает не только интернационализацию связей, но и постепенное формирование глобальной целостности хозяйственной системы мира, в которой каждый ее элемент превращается в часть общемирового организма:

• возникновение и развитие международно-организованных специализированных производств, требующих адекватной международной кооперации, планирования, согласования во времени и пространстве;

• резкий рост различных транснациональных ресурсных потоков: капиталов, продукции, услуг, человеческих ресурсов;

• создание транснациональной мировой транспортной сети: грузовых и пассажирских перевозок, транспортировки газа, нефти, передачи электроэнергии;

• формирование мировой информационной сети Интернет и ее использование в политических, коммерческих, культурных, информационных целях, мировой доступ к западным телевизионным каналам;

• возникновение и функционирование большого числа транснациональных корпораций (ТНК), обладающих огромными ресурсами, способных реализовывать действительно глобальные по своим масштабам проекты;

• возникновение целого слоя международных неправительственных организаций национального базирования (фондов, фирм, ассоциаций), имеющих и отстаивающих свои собственные экономические интересы.

2) Глобализация как некая концепция развития мировой экономики на согласованной между странами-участницами основе Как концепция это понятие развивается на основе перечисленных выше тенденций и явлений и предполагает разработку различных концептуальных форм решения глобальных проблем, прежде всего, экологических, ресурсных. Концептуальные решения готовятся с учетом интересов стран

– участниц глобальных проектов.

3) Глобализация как специфический международный проект В условиях глобализации обострение конкурентной борьбы представляет собой процесс создания фигурантами этих отношений конкурентных преимуществ, которые во многом основаны на новых формах транснационализации экономической деятельности на базе новейших технологий, а также международной производственной, политико-правовой и организа

ционно-экономической деятельности, направленной на размывание уникальности национальных социокультурных стереотипов хозяйственного поведения населения стран-конкурентов и лишение их собственных материальных и организационных условий воспроизводства и устойчивого развития.

C позиций конкурентоспособности глобализация представляет собой некий проект, формирующий недоступные другим субъектам конкурентные преимущества развитых стран, могущественных корпораций, которые радикально меняют всю структуру отношений между участниками глобальной конкурентной борьбы.

Главным вектором этих изменений является ослабление у конкурентов роли государства, уменьшение или устранение его влияния на повышение конкурентоспособности национальных предприятий и фирм и перемещение центра принятия решений по вопросам экономического развития национальных хозяйств из внутриэкономической сферы во внешнеэкономическую область, имеющую неправительственный характер.

Это достигается путем воздействия на национальные хозяйственные системы отдельных стран по разным направлениям.

Основными направлениями воздействия глобализации на национальные хозяйственные системы отдельных стран являются:

• организационно-экономическое — принудительная (даже там, где для этого нет необходимых условий) либерализация (дерегулирование) рынков товаров и капиталов со стороны правительств национальных государств, либерализация внешнеэкономических связей, ведущая к ослаблению конкурентных позиций еще неокрепших национальных компаний и предприятий в промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг;

• валютно-финансовое – активное вовлечение их валютно-финансовых систем в систему международных расчетов и их тесная к ней привязка, формирование долгосрочных внешних долговых обязательств и зависимости от международных и иностранных финансовых институтов, крупных транснациональных компаний и финансовых групп, использование иностранной валюты для обслуживания внутреннего хозяйственного оборота, де-факто меняющее экономический суверенитет над имущественными отношениями внутри страны и действующее как фактор принуждения к изменению экономических отношений;

• политико-правовое – фактическое постепенное размывание государственных границ на фоне деклараций об устранении противостояния политических блоков (при одновременном укреплении военной мощи блока НАТО), глобальная либерализация пограничных и таможенных режимов (при одновременном ужесточении норм и правил со стороны ведущих промышленных стран и их группировок), принятие международных правовых актов и соглашений, ослабляющих роль и влияние большинства государств на внутри– и внешнеэкономические процессы (ВТО);

• научно-техническое – выражающееся в феномене техноглобализма, слиянии появляющихся в отдельных странах нововведений и новых технологий в единый комплекс технических знаний, возникновении «технологических макросистем» в области связи, транспорта, производства как результата революции в сфере телекоммуникаций (при формировании системы глобального контроля над этими процессами со стороны США);

• социокультурное — продвижение либеральной идеологии, направленной на возрастание роли индивидуума и снижение роли социума, смешивание социокультурных стереотипов (духовно-этическая конвергенция), изменение шкалы жизненных ценностей, политических и социальных представлений людей при общем ослаблении роли национальных традиций и обычаев.

Одной из главных черт современной глобальной конкурентной борьбы в условиях развития информационного общества является ее выход за пределы чисто экономических границ. Социокультурный базис экономики – это то, что в определяющей степени формирует весь облик страны, согласованность ее исторического контекста, текущего состояния и перспектив развития. В современных условиях именно информационная сфера превратилась в арену ожесточенной конкурентной борьбы. Именно она в последнее десятилетие ХХ века показала свою крайне высокую эффективность и стала сферой весьма продуктивного вложения финансовых средств. Опыт конца ХХ века показал, что именно победа в информационно-культурном поле может быть успешно конвертирована в осязаемые политические и экономические результаты. Системность и упорядоченность информации о происходящих в мировой экономике явлениях имеет принципиальное значение.

При этих фундаментальных изменениях фактического статуса национальных хозяйств происходят изменения и в самой мировой экономике, приобретающей новые черты все более единого глобального организма.

К явлениям, способствующим развитию в этом направлении, можно отнести такие тенденции:

• финансовая глобализация и становление транснациональных корпораций, усиливающих влияние частных и международных капиталов на производство во всем мире и развертывание масштабных финансовых спекуляций;

• интенсификация международной торговли, сопровождающаяся регионализацией мировой экономики с тенденциями к глобальной конвергенции хозяйственных укладов различных стран;

• многократное увеличение информационных потоков, рост их разнообразия, открытость и доступность информации, появление и развитие на этой основе глобальных сетевых структур, существенно меняющих характер взаимоотношений между экономическими агентами в международной торговле;

• перестройка центров политической, экономической и военной силы, создание транснациональной экономической дипломатии, глобализация наднациональной, надгосударственной власти.

Таким образом, глобализация представляет собой отчасти стихийный и отчасти сознательный («проектный») процесс, что в полной мере необходимо учитывать при решении задачи повышения конкурентоспособности ЕврАзЭС.

4. Глобальный микропроект как форма конкурентной стратегии Как бы парадоксально это ни звучало, но, по сути, несмотря на проектную составляющую глобализационного процесса, в современной мировой экономике наблюдается нарастание кризисных явлений, которые носят уже не структурный, а системный характер. С одной стороны, возрастает финансово-спекулятивный характер современной экономики, субъекты которой прямо заинтересованы в ее «раскачке», поскольку именно конъюнктурные колебания приносят наибольшие прибыли в финансовой сфере. С другой стороны, происходит ослабление ответственности за положение дел на глобальном уровне. И сегодня неясно, кто и как будет нести ответственность за преодоление все более сложных глобальных вызовов и рисков. Дело в том, что основными субъектами мировой экономики во все большей мере становятся крупные ТНК и ТНБ, субъектность которых весьма специфична.

В условиях биполярной структуры мира каждая система выстраивала внутренние правила игры и формировала более или менее устойчивый баланс в мире в целом (см. рисунок 7).

В условиях однополярной глобализации роль регулятора международных отношений взяли на себя США (см. рисунок 8).

Сегодня структура мира лишь внешне выглядит как многополярная или полицентричная, а на самом деле в значительной мере дополняется большим количеством субъектов, обладающих огромными финансовыми и организационными ресурсами, но не несущих никакой глобальной или социальной ответственности (см. рисунок 9).

Не готовы к регулятивной функции и международные институты. ООН, МВФ, МБРР были созданы в условиях двухполюсного мира и нуждаются в серьезном реформировании.

На этом фоне особое значение приобретает долгосрочный концептуальный подход, способный трансформироваться в полноценную глобальную стратегию, в которой были бы учтены главные особенности развития мировой экономики.

Важной представляется разработка собственной стратегической инициативы, основанной на учете национальных интересов стран–участниц интеграционного объединения. Именно стратегическая инициатива в этих непростых условиях может оказаться самым важным конкурентным преимуществом в период, когда мир стоит перед лицом глобальной неопределенности.

По сути, речь идет о формировании Евразийского миропроекта. При этом реализация его заведомо исключает саму мысль о какой-либо возможности встраивания в чужой миропроект, поскольку такое встраивание, особенно сегодня, грозит совершенно очевидным ущербом как для отдельных стран, так и для нового интеграционного объединения в целом.

Мировая история есть не что иное, как конкуренция подобных миропроектов. Таким миропроектом обладал, например, бывший СССР. Сегодня мы наблюдаем кризис монополярной глобализации с лидерством США.

Отдав стратегическую инициативу в руки своих конкурентов, Евразийское содружество может уже никогда не обрести своих прочных конкурентных позиций.

1. Крайняя важность проблематики повышения конкурентоспособности требует отдельного внимание со стороны руководства стран–участниц ЕврАзЭС, поскольку от успешного решения этой задачи в определяющей мере зависит судьба формирующегося Евразийского содружества.

2. Сложность и комплексность проблемы требует проведения ее совместного серьезного исследования странами-участницами. Исследования проблемы повышения конкурентоспособности целесообразно вести в трех направлениях:

1) разработка методологии макроконкурентоспособности отдельных стран;

2) разработка методологии гипермакроконкурентоспособности с последующей трансляцией результатов исследований странам-участницам;

3) изучение конкурентной среды в условиях динамичной глобализации мировой экономики.

Особое внимание следовало бы уделить изучению тех аспектов глобализации, которые относятся к ее специфической форме – международному статьи конкурентному проекту. Среди основных направлений этих исследований выделяются следующие аспекты проекта: экономико-организационный (управленческий или концептуальный), политико-правовой, научно-технический, социокультурный, этнодемографический, ресурсный и экологический.

3. Наиболее важным результатом проведенных исследований должны стать конкретные предложения по формированию совместной международной программы повышения конкурентоспособности международной интеграционной группировки. Это помогло бы странам-участницам более ясно понять свою роль в решении общей задачи повышения конкурентоспособности Евразийского содружества целом.

«Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский экономико-правовой институт" Кафедра социально-гуманитарных, естественнонаучных и ма. »

«ГРНТИ 06.73.55 УДК 336.71 Ж.Т.Пашинян, студент 4 курса факультета экономики и менеджмента Юго-Западный государственный университет, Курск ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С КЛИЕНТАМИ В ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ Данная статья посвящена теоретическим и практическим аспектам финансово. »

«ОГЛАВЛЕНИЕ Стр. Введение 9 I. Краткие сведения о лицах, входящих в состав органов управления кредитной 11 организации эмитента, сведения о банковских счетах, об аудиторе, оценщике и о финансовом консультанте кредитн. »

«ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА Татьяна Викторовна Алексашина, к.э.н., зав. кафедрой менеджмента и маркетинга Тел. (495) 783-68-48, e-mail: altavip@yandex.ru Москов. »

«УДК 366.413:632 ФУЗАРИОЗНАЯ ЖЕЛТУХА – НОВОЕ ЭКОНОМИЧЕСКИ ЗНАЧИМОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ САХАРНОЙ СВЕКЛЫ Цыганкова Е.В. Научный руководитель – доктор с.-х. наук Шутко А.П. Российская Академия Естествознания (105037, Москва, а/я 47 Академия Естествознания), e-mail: review@rae.ru В по. »

«монополии как фактор, сдерживающий развитие малого бизнеса в российской экономике (на примере г. Санкт-Петербурга) Аннотация В статье рассматриваются проблемы, сдерживающие развитие малого бизнеса, обусловленные господс. »

«Комиссия Организации Объединенных Наций ЮНСИТРАЛ по праву международной торговли Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ (с новым пунктом 4 статьи 1, принятым в 2013 году) Правила ЮНСИТРАЛ о прозрачности в контексте арбитражных разбирательств между инвесторами и государствами на основе междунар. »

«Учебные программы VR Предлагается программа одного из важных курсов, читаемых на социологическом факультете ГУ–ВШЭ по специализации "Экономическая социология". СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ НЕФОРМАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ Барсукова Светлана Юрьевна ГУ–ВШЭ Email: svbars@mail.ru Те. »

«АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "БЕЛГОРОДСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА" ПРИКАЗ от 20 августа 2015 г. № 951-с г. Белгород О зачислении на 1 курс очной формы обучения в Курск. »

Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Источник:

lib.knigi-x.ru

М. И. Гельвановский Повышение конкурентоспособности российской экономики в условиях глобализации: концептуальные и правовые проблемы в городе Оренбург

В представленном каталоге вы сможете найти М. И. Гельвановский Повышение конкурентоспособности российской экономики в условиях глобализации: концептуальные и правовые проблемы по разумной цене, сравнить цены, а также найти иные предложения в категории Наука и образование. Ознакомиться с свойствами, ценами и обзорами товара. Доставка товара осуществляется в любой населённый пункт РФ, например: Оренбург, Волгоград, Магнитогорск.