Каталог книг

Саблин В., Слаква С. Психология человека

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Саблин В., Слаква С. Психология человека Саблин В., Слаква С. Психология человека 122 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Пряжников Н. Психология элиты. Психология маленького человека. Книга с двойным входом. Учебное пособие Пряжников Н. Психология элиты. Психология маленького человека. Книга с двойным входом. Учебное пособие 338 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев Психология человека. Введение в психологию субъективности. Учебное пособие В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев Психология человека. Введение в психологию субъективности. Учебное пособие 729 р. ozon.ru В магазин >>
В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев Психология человека. Введение в психологию субъективности В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев Психология человека. Введение в психологию субъективности 639 р. ozon.ru В магазин >>
Е. И. Рогов Психология человека Е. И. Рогов Психология человека 156 р. ozon.ru В магазин >>
Е. И. Исаев Психология человека. Введение в психологию субъективности Е. И. Исаев Психология человека. Введение в психологию субъективности 299 р. litres.ru В магазин >>
Шадриков В. Психология деятельности человека Шадриков В. Психология деятельности человека 590 р. chitai-gorod.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

ПОНЯТИЕ СОЗНАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

ПОНЯТИЕ СОЗНАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

В психологии существует много определений этого понятия. По мнению Уильяма Джеймса (1842 – 1910) сознание – это поток непрерывно сменяющих друг друга душевных состояний (Энциклопедия для детей, 2003).

В психологии еще живет определение сознания как высшей формы психического отражения окружающей действительности (Гомезо, Домашенко, 2004), таким образом, сознанию отводится пассивная роль в жизни.

«Сознание – это инструмент и узел соединения внешнего с внутренним» (Ленский, 1992)

СОЗНАНИЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФИЗИКИ

С физической точки зрения, сознание есть особая форма полевой (торсионной) материи.

Сознание – творящая информация (Тихоплав, Тихоплав, 2003).

Гомезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 276 с.

Ленский В. Осмысление тайного. – Каунас, 1992. Ч. 1. Цикла Система Талгар. – 150 с.

Тихоплав В.Ю., Тихоплав Т.С. Начало начал. – СПб.: ИД «ВЕСЬ», 2003. – 288 с.

Чувин Б.Т., Дорогина Н.П. Мышление и сознание человека (философский, психологический и этический аспекты) // Сознание и физическая реальность. – Т. 6, № 2. – 2001. – С.2-11.

Энциклопедия для детей. Т.18. Человек. Ч. 2 Архитектура души. Психология личности. Мир взаимоотношений. Психотерапия. – М.: Аванта + , 2003. – С.27.

СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА – СОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА: ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТЬ

Сознание и материя являются различными аспектами одной и той же реальности.

Мысли, которые мы выбираем, подобны краскам, которыми мы пишем на холсте своей жизни.

Понятие "сознание" – одно из наиболее многозначных общепсихологических понятий. Очень часто его смешивают с понятием "психическое", "разумное". У некоторых авторов сознание обозначает "внутренний опыт", "рефлексию". Иногда термин "сознание" считается эквивалентным терминам "отражение", "мышление", "бодрствование" и т.п. (Рубинштейн С. Л., 1957; Платонов К. К., 1982; Джемс У., 1991). Такая многозначность объясняется тем, что разные авторы в этот термин вкладывают разный смысл, т. е. указанная многозначность является свидетельством того, что в семантическом поле понятия "сознание" можно выделить несколько смыслов. Все зависит от того на каком уровне или в каком слое психики находится сам автор и какой слой он рассматривает.

Психическое целое имеет многослойный характер, причем каждый слой представляет собой сферу, вложенную в сферу с большим радиусом, аналогично строению земного шара. Число слоев достаточно велико, но можно говорить, по крайней мере, о трех основных сферах психического, каждая из которых, в свою очередь, также состоит из множества слоев. Эти сферы целесообразно назвать экзопсихикой, эндопсихикой и мезопсихикой (Лазурский А. Ф., 1982).

Экзопсихика. Это внешний слой психического акта. Он управляет взаимодействием с окружающей средой. Основу экзопсихики составляют сенсорные системы. Обрабатываемая здесь информация "специфична", объективна, связана с анализом среды по признакам. Экзопсихику составляют ощущения, восприятие, представление, воображение, словообразование. Высшим продуктом данного психического слоя является миросознание – понимание мира.

Эндопсихика. Это ядро любого психического акта взаимодействия субъекта с объектом. Основу составляет генетическая память, в которой хранятся врожденные поведенческие программы. В долговременной памяти хранятся приобретенные при жизни навыки, привычки и т. п. Основная функция этой сферы – самозащита. Здесь формируются эмоции, состояния, чувства и мотивы. Эндопсихика проявляет себя в виде эмоционального фона, который сопровождает любое психическое явление, причем, чем больше затрагиваются биологические интересы организма, тем сильнее эмоциональный фон. Высшим продуктом эндопсихики является "чувство Я".

Мезопсихика. Ее основная функция – совмещение возможностей организма с требованиями окружающей среды. Здесь происходит наложение "фигуры", сформированной экзопсихикой, на эмоциональный фон, который создается эндопсихикой. Любые психические явления в привычном для нас виде ("фигура" + "фон") формируются здесь. Мезопсихика отражает ситуацию наиболее адекватно с точки зрения интересов организма. Она как бы наносит масштабную сетку на фигуру, рисуемую экзопсихикой. Главный способ действия мезопсихики – совмещение, что позволяет получать новую информацию, для приобретения которой нет соответствующих рецепторных образований.

В психофизиологии также не существует единого общепринятого определения сознания (Марютина, Ермолаев, 2000). В большинстве случаев сознание определяют через функции, которые оно выполняет. Например, нейрофизиолог Х. Дельгадо (1971) приводит определение сознания как организованной группы процессов в нервной ткани, возникающих немедленно на предшествующие интрапсихические (вызванные внутренними причинами) или экстрапсихические (вызванные внешними причинами) события. Эта группа нервных процессов, т.е. сознание, воспринимает, классифицирует, трансформирует и координирует вызвавшие его события с целью начать действие на основе предвидения его последствий и в зависимости от наличной информации. В других определениях подчеркивается системность сознания, комплексность выполняемых им функций, связь с памятью (прошлым и будущим человека) привязанность к мозговому субстрату. П.В. Симонов (1987), особо выделяет коммуникативный аспект сознания, определял его как оперирование знанием, способность к направленной передаче информации от одного лица к другому.

А если поразмышлять над смыслом, вложенным в само слово «сознание», то откроется самый глубокий сокровенный смысл этого понятия. В слове «сознание» заключен смысл, сам себя раскрывающий и помогающий определить это понятие. Приставка «со-» означает сопричастность с чем-либо, например, со-страдание, со-звучие, со-участие, т.е. присоединение к какому-либо действию, переживанию, состоянию. Со-знание можно рассматривать в таком же контексте понимания – причастность к некоему знанию. В соответствии с этим можно быть сопричастным с любым знанием начиная от знаний бытового уровня до Сверхзнания. Значит уровней сознания как и уровней знания существует очень много. В связи с этим появляется масса вопросов. Первый из них, чисто философский, – является ли сознание самостоятельной функционально-структурной единицей психики или оно целиком и полностью зависит от некоего знания с которым должно быть связано и привязанность к которому обеспечивает процессы сознательной жизни человека, если знания нет или связи с ним нет, то и сознания тоже нет, потому что сознание вторично по отношению к знанию? Думаю, что в самом вопросе уже содержится ответ – сознание вторично по отношению к знанию, об этом же и говорит само слово со-знание.

Многие психологи определяют сознание как высшую форму психического отражения окружающей действительности (Гомезо, Домашенко, 2004; Саблин, Слаква, 2004). Такое понимание сознания является продуктом материалистического мировоззрения, ограниченного только объектами, постигаемыми посредством органов чувств, поэтому сознанию отводится пассивная роль. Но физики и математики, вторгшиеся в сферу психологии, не согласились с таким пониманием роли сознания и предложили свою версию, согласно которой сознание играет самую главную роль в творении: сознание – творящая информация (Тихоплав, Тихоплав, 2003). С такой точки зрения сознание является высшей формой развития информации. Анализируя эти два определения, мы замечаем два абсолютно разных подхода к пониманию сознания: в первом случае – сознание направлено на восприятие только окружающего мира, а во втором – на создание окружающего мира. Интересно то, что психология остается в контексте понимания первого определения, т.е. для психологической науки свойственно понимание сознания, только как продукта взаимодействия человека с видимым окружающим миром. Нельзя сказать, что какое-то одно понятие сознания верно, а другое ложно – они оба верны, но рассматривают сознание с разных сторон, но в одном они едины – сознание является высшей формой проявления определенных процессов.

Физики же и помогли психологам совместить два разных типа сознания, открыв новый уровень сознания – уровень первичного сознания – уровень сознания Бога. Здесь ученые подошли к сознанию с духовной стороны и стали рассматривать сознание как начало всего и основу всего. Они разработали модель реальности мира, состоящего из семи уровней, причем каждый уровень реальности входит в другой уровень, таким образом, мир представляет собой как бы многослойный «пирог», но при этом каждый уровень связан со всеми другими и неотделим от них, конечно образ «пирога» неадекватно описывает картину, но вероятно человеку даже трудно представить как на самом деле устроен мир. Первый уровень мира – Абсолютное «Ничто», где существует только «первичное Сознание или Сверхсознание» и выступает в роли активного начала – Бога (Шипов, 1995). Второй уровень – Поле Сознания Вселенной. Из абсолютного «Ничто» рождаются первичные торсионные поля, которые объясняются кручение пространства. Такое первичное торсионное поле представляет собой элементарные пространственно-временные вихри левого и правого вращений, не переносящие энергии, но переносящие информацию. Третий уровень – физический вакуум – уровень чистой энергии. Первичные торсионные поля порождают физический вакуум, а физический вакуум есть носитель всех остальных полей – электромагнитных, гравитационных и вторичных торсионных, которые порождаются веществом. Дальнейший переход материи из виртуального состояния в реальное происходит в результате спонтанной флуктуации или под воздействием уже рожденной из вакуума материи. Рождение реальной материи из вакуума означает переход на четвертый уровень реальности – уровень плазмы, пятый уровень – газа, шестой уровень – жидкости, седьмой уровень – твердого тела. Первые три уровня реальности являются нематериальными в привычном понимании материи, а последующие уровни уже являются материальными. Таким образом, ученым удалось соединить сознание с материей и показать возможность превращения сознания в материальное образование. Такая логика вполне способна научно обосновать религиозные представления о сотворении мира и подтвердить слова апостола: «Вначале было слово и слово было у Бога и слово было Бог. Оно было вначале у Бога. Всё через Него начало быть и без него ничего не начало быть, что начало быть. В нём была жизнь, и Жизнь была свет человеков; и свет во тьме светит и тьма не объяла его» (От Иоанна 1:1-5).

На востоке существует представление о том, что в основе всего лежит первичное сознание и оно проявляется в разных формах в вещах существующих и не существующих уже или еще. Уровней сознания много и самый тонкий из них вечен. Человек, как и любое существо этого мира, многослоен и включает в себя все уровни сознания мира. Но, какие-то уровни сознания активны в данное время жизни человека, какие-то находятся в неактивном состоянии, и зависит от человека захочет ли он разбудить их. Центры сознания, связаны не только с телесными структурами, но с волевыми, эмоциональными и интеллектуальными проявлениями человека. Выделяют семь главных центров сознания и энергии (Рамта, 2006): 1 – ассоциируется с органами размножения, сексуальностью, выживанием, подсознанием и кольцом частоты радиоволн; 2 – ассоциируется с болью и страданием, является энергетическим центром общественного сознания; кольцо инфракрасной частоты; расположена в нижней части живота; 3 – ассоциируется с контролем, тиранией, силой и властью; является энергетическим центром осознанности; кольцо частоты зримого света; расположено в солнечном сплетении; 4 – этот уровень ассоциируется с безусловной любовью, переходным сознанием, ультрафиолетовой частотой, с вилочковой железой и ее гормоном вечной молодости; 5 – этот уровень ассоциируется с щитовидной железой, сверхсознанием, рентгеновской частотой и однозначным следованием правде, когда слово подтверждается делом; 6 – ассоциируется с шишковидной железой, гиперсознанием, кольцом частоты гамма-лучей. Когда человек выходит на данный уровень сознания, то растворяется сетчатое образование, которое фильтрует и скрывает внутреннее знание подсознательного разума; 7 – этот уровень ассоциируется с теменем, гипофизом, ультрасознанием, частотой Бесконечного Непознанного и достижением просветления, т.е. полным осознанием своей божественности.

Человек может пройти все стадии развития сознания при этом одновременно происходит и развитие – преображение – человеческого тела. Одновременно с развитием сознания человека развивается и окружающий мир, сознание мира и происходит развитие мира как телесного образования. Обратимся снова к процитированному источнику (Рамта, 2006). Любой уровень сознания неизбежно связан с физическими параметрами среды, это можно представить как проявление разных ипостасей одной и той же реальности: подсознание в волновой форме проявляется в виде радиоволн, общественное сознание имеет инфракрасное излучение, уровень осознанности проявляется в форме зримого света, переходное сознание – это ультрафиолетовые лучи, сверхсознание – рентгеновские лучи, гиперсознание – гамма-лучи, ультрасознание – Бесконечное Непознанное.

Не являясь отдельной изолированной частицей окружающего мира, человек устроен также как и Вселенная в целом и в каждом человеке есть все семь уровней реальности мира, которые мы рассматривали выше. Эволюция человеческого сознания состоит в том, повторюсь еще раз, чтобы пробудить наиболее близкий к божественному уровню сознания уровень и жить на этом уровне и строить свою жизнь, опираясь на знания, доступные на этом уровне сознания. А потом оставить этот уровень и пойти дальше, глубже, выше. Чем выше уровень сознания человека, тем большими возможностями он обладает, больше понимает и обладает большей ответственностью. При этом человек не уходит от мира он живет в нём более сознательно, его жизнь становится глубоко осмысленной, правдивой, потому что сознание наполнено истинной информацией из первоисточника Знания.

Сознание, являясь первоосновой всего существующего, находится во всем, содержится во всем, оно же является и управляющей структурой – творящей информацией – и сознание же является продуктом активности различных психических структур, квинтэссенцией опыта человека. Таким образом, есть сознание первичное и есть сознание вторичное. Есть сознание творящее и есть сознание отражающее. Они неразрывно связаны друг с другом. Вторичное сознание создано первичным сознанием и стремится познать своего творца и все творения. Таким образом, с сознания всё начинается и сознанием всё заканчивается. Вероятно весь этот мир – это постоянное превращение сознания из одной формы в другую, постоянный рост, развитие, расширение, преобразование… сознания. Разные уровни сознания строят свои миры согласно Знанию, содержащемуся в данном сознании. Сознание бесконечно и разнообразно.

Библия. Новый завет. От Иоанна святое благовествование. 1 : 1-5.

Гомезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 276 с.

Дельгадо Х. Мозг и сознание. – М.: Мир, 1971. – 264 с.

Джеймс У. Психология. – М., 1991.

Лазурский А.Ф. Классификация личностей // Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б, Гиппенрейтер, В.Я. Романовой. – М., 1982.

Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2001. – 400 с.

Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. – М., 1982.

Рамта Белая книга / Пререв. с анг. О.Громилиной. – М.: ООО Издательский Дом «София», 2006. – 352 с.

Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957.

Саблин В.С., Слаква С.П. Психология человека. – М.: Экзамен, 2004. – 352 с.

Симонов П.В. Мотивированный мозг : Высш. нерв деят-ть. и естеств. научн. основы общ. психологии / Отв. ред. В.С. Русинов. – М.: АН СССР Наука, секция хим.-технол. и биол наук, 1987. – 1987 с.

Тихоплав В.Ю., Тихоплав Т.С. Начало начал. – СПб.: ИД «ВЕСЬ», 2003. – 288 с.

Шипов Г.И. Явления психофизики и теория физического вакуума // Сознание и физический мир. – Вып.1. – М.: Агентство «Яхтсмен», 1995. – С. 86-103.

Источник:

helpiks.org

Психология социальных групп и межличностных отношений, значение ее анализа для совершенствования правоохранительной деятельности

Психология социальных групп и межличностных отношений, значение ее анализа для совершенствования правоохранительной деятельности

Материалы к лекции

Время лекционного занятия – 2 часа

Специальность: 031001.65 Правоохранительная деятельность

С. Г. Еремеев – преподаватель кафедры криминологии, психологии и педагогики, кандидат психологических наук

Материалы к лекции по дисциплине «Психология» обсуждены и одобрены на заседании кафедры криминологии, психологии и педагогики 11 сентября 2012 г., протокол № 1.

В. К. Михайлова – кандидат психологических наук.

Понятие и признаки малой группы

Динамика и механизмы развития группы

Социально-психологические явления в малой группе

Методы изучения социальных групп (самостоятельно)

Субъекты стихийного массового поведения

Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов. М., 2008.

Лебедев И.Б. Основы психологии для сотрудников правоохранительных органов: учебное пособие. М., 2005.

Саблин В. С., Слаква С. П. Психология человека. М., 2006.

Юридическая психология: учебник для вузов / под ред. В.Я. Кикоть. М., 2010

Психология человека, изложенная в предыдущих главах, рассматривалась безотносительно к социальному окружению, в которое он с необходимостью включен. Между тем личность как таковая немыслима без включения в систему групповых отношений. Поэтому для более цельного представления механизмов личностного формирования и функционирования, необходимо рассмотреть социальное окружение, в которое личность включена.

1. Понятие и признаки малой группы

Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в личном непосредственном общении, что является основой для возникновения эмоционально значимых отношений, групповых норм и групповых процессов.

В самом понятии заложен ряд признаков малой социальной группы. К ним относятся следующие:

1. Общая социальная деятельность. Такой признак не отделяет малую социальную группу от большой, а лишь подчеркивает, что малая группа является элементом социальной структуры общества. Но принципиальное различие состоит в том, что в больших социальных группах действуют Общественные, т. е. безличные отношения, а в малых группах эти отношения преобразуются в статусно-ролевые и межличностные (непосредственные контакты).

Отсюда становится ясно, что малая социальная гpyппа не изолирована от всего общества, а является его частью. Следовательно, и некоторые социально-психологические закономерности, присущие большим социальным группам, будут присущи в равной степени и малым, но со своим своеобразием, спецификой. Так, если в обществе мы говорим о наличии общественного мнения, то в малой социальной группе оно преломляется и наполняется специфическим для этой группы содержанием в виде группового мнения. Последнее может принципиально отличаться от общественного, однако процесс его формирования и функционирования все равно будет соподчинен и соотнесен. Специфика группового мнения связана с деятельностью.

Признак "общая социальная деятельность" указывает и на то, что малая социальная группа является субъектом конкретного вида социальной деятельности. Следовательно, знание и понимание социально-психологических особенностей малой социальной группы выступает непременным условием успешного функционирования всей этой сферы.

2. Наличие поставленной цели совместной деятельности. Любой человек с необходимостью входит в состав какой-либо группы, поскольку имеет свои жизненно важные цели и ценности, которые он не может реализовать в одиночку. Цели групповой деятельности не всегда могут соответствовать целям отдельного члена группы. Но без достижения групповых целей отдельный член группы не сможет достигнуть и личных. Поэтому поведение и деятельность члена группы многовариантны и зависят от соотношения личных и групповых целей. Отсюда следует важное положение для руководителей и управленцев о том, что каждый член группы должен не только и не столько знать групповые цели, сколько психологически их принимать, разделять и стремиться к их реализации как к личным целям. Именно в этом положении кроется отношение каждого члена группы к той деятельности, которую он выполняет в составе группы.

3. Непосредственные личные контакты. Этот признак определяет величину малой группы и специфический вид отношений. В различных научных источниках предпринята попытка определить величину малой группы, количественный состав которой варьируется от 2 до 50, а иногда и до 100. Такой подход может нарушить необходимые признаки малой группы и привести к ошибкам в анализе, а самое главное — в выборе эффективных методов управления. Например, в круп-лом производственном коллективе весь персонал комплекса вряд ли может быть определен как малая группа, поскольку у каждого работника формируется строго определенный круг лиц, с кем он постоянно вступает в непосредственные контакты, обусловленные как функциональными обязанностями, так и личными отношениями. Если с кем-то и складываются сугубо личные отношения по принципу симпатии, а при этом нет отношений, обусловленных включением в совместную деятельность, то этот человек уже не входит с необходимостью в малую группу.

Итак, малая социальная группа — это, прежде всего, контактная группа, т. е. такая, в которой члены постоянно вступают в контакт. Кроме того, отношения в контактной группе носят не только межличностный характер (по принципу симпатии — антипатии), но и статусно-ролевой, т. е. обусловленный должностным положением и выполнением функциональных обязанностей.

4. Пространственное и временное соприсутствие людей. Как правило, малая социальная группа в производственной организации образуется в рамках штатного подразделения внутри соответствующих служб (подразделений). Если создано несколько подразделений, выполняющих однородную деятельность и входящих в одну службу, но разделенных по Месту и времени функционирования (разные смены), то в совокупности они уже не образуют малую группу. Например, одна фирма может состоять из нескольких подразделений, территориально расположенных в различных частях города. Если в каждом работает не менее двух человек они представляет собой малую группу. Все же вместе сотрудники фирмы малой группой уже не являются.

В то же время разные по должностным функциям подразделения, объединенные местом и временем функционирования, могут являться малыми группами. В этом случае если существует высокая степень контактности сотрудников несмотря на разные функциональные обязанности, практически весь персонал представляет собой малую группу. Данное положение выступает методологической основой определения штатной численности подразделений в профессиональной сфере деятельности.

5. Групповые нормы и групповые процессы. К ним можно отнести ряд социально-психологических явлений:

мотивационные — потребности, интересы, запросы, стремления, традиции, привычки, обычаи;

интеллектуальные — мнения, взгляды, убеждения, предрассудки, иллюзии;

• эмоциональные — настроения, чувства;

• волевые установки, ценностные ориентации, требования.

Особое место занимают такие явления, возникающие в процессе непосредственного взаимодействия членов группы, как притязания, авторитет, лидерство, самоутверждение, конфликты.

Формы группового объединения и функции группы

В зависимости от сочетания различных групповых характеристик, описанных выше, малая группа по форме может быть организована как:

конгломерат — случайно организованная группа непродолжительный период времени. Это может быть группа туристов, зрители в кинотеатре и т. п.;

ассоциация — группа, в которой взаимоотношение опосредуются только личностно значимыми целями (компания друзей);

3) кооперация — группа, в которой есть организационно-деятельностная структура, межличностные отношения носят деловой характер, связанный с результатом деятельности;

4) корпорация — группа, объединенная только внутренними целями;

5) коллектив — группа, имеющая организационно-штатную структуру, органы управления и объединенная общественно-значимой целью.

Разделение малых групп по формам объединения носит условный характер, поскольку реально действующая группа может сочетать в себе признаки нескольких форм объединений. Может быть такое сочетание, как коллектив, корпорация и ассоциация. А может быть и такое сочетание, как коллектив, корпорация, кооперация.

Основные функции малой группы подразделяются на следующие:

Функция социализации, т. е. социально-психологического развития члена группы. Здесь целесообразно ориентироваться на формулу, выдвинутую отечественным психологом А. Н. Леонтьевым: "Человек есть то, в какой сфере деятельности он трудится". Это означает, что индивидуально-психологические и профессиональные характеристики члена группы формируются и развиваются под влиянием той группы, в какую он входит и в какой сфере профессиональной деятельности она функционирует. В этом смысле даже форма группового объединения, представленная выше, будет оказывать влияние на характер деятельности и личностные особенности каждого члена группы. Например, корпоративность как характеристика группового объединения с неизбежностью формирует отношение члена группы к своей профессиональной деятельности. Так, признаком принятия личностью корпоративности группы будет нежелание сменить свою группу, даже если условием перехода станет предложение о более высокой оплате труда.

Экспрессивная функция. Представляет собой удовлетворение членами группы потребности в социальном одобрении, уважении себя как личности, доверии со стороны группы. Именно в составе профессиональной группы происходит самоутверждение и реализация притязаний членов группу. Причем завышенные или заниженные самооценки, уровень притязаний приводятся в соответствие с социально-ролевым положением в группе.

3. Функция психологической поддержки. Заключается в преодолении членами группы негативных эмоций. Практика психологической работы с различными категориями работ- НИКОВ свидетельствует, что для подавляющего большинства членов малых групп их пребывание в групповом составе становится настолько личностно значимым, что они не представляют себе других возможностей профессиональной деятельности. Именно в своих коллективах работники полностью удовлетворяют свои психологические потребности. Группа сотрудников в связи с этим является формой не только профессионального бытия, но и снятия психического напряжения.

Инструментальная функция. Заключается в реализации профессиональной деятельности в соответствии с должностным предназначением.

Функция упорядочения взаимодействия. Состоит в том, что даже в случае полного и продуманного распределения функциональных обязанностей среди членов группы в выполнении должностных обязанностей, группа дифференцирует и перераспределяет их в соответствии с особенностями своего внутреннего развития, социальной ролью и статусом каждого члена группы.

Размер группы и характеристики психологических явлений

В зависимости от размера группы, как установили ученые, меняются закономерности ее функционирования.

Диады (группы, состоящие из двух человек) отличаются следующими чертами:

требуют устойчивых личностно значимых отношений между партнерами;

отношения должны быть упорядоченными и позитивными;

являются очень хрупкими;

в таких группах создаются условия для более полного и глубокого эмоционального удовлетворения.

В качестве дополнительной информации следует отметить, что диады существуют по принципу личной дружбы, в противном случае она превратится в конфликтующую группу. Кстати, так зачастую и происходит. Причем чем крепче была дружба, тем яростнее затем становится противодействие. Почему? Все дело в том, что в процессе установления значимых отношений в диаде происходит доверительный взаимообмен информацией о себе. Но такие отношения продолжаются до тех пор, пока не пересекутся личностные интересы, когда оба члена группы вынуждены определиться и кто-то должен сделать уступку другому. Если такового не происходит и каждый член диады рассчитывает на уступку другого, начинается конфликт. По этому поводу В. Шекспир писал в "Гамлете": "А кто в беде спешит к былым друзьям, тот в недругов их превращает сам".

Триада (три человека) представляет собой группу, где объективно устанавливаются более сложные отношения. Это связано с тем, что постепенно в процессе функционирования группы происходит сближение между двумя членами группы и исключение из нее третьего. По взглядам Г. Зиммеля, третий член группы может играть одну из следующих ролей:

оппортуниста, который использует двух других в своих целях;

тактика, действующего по принципу "разделяй и властвуй".

Группы с четным числом членов менее устойчивы, чем группы с нечетным числом. В них в большей степени проявляются разногласия. Такие группы могут распадаться на фракции с равным числом членов.

Группы с нечетным числом членов более устойчивы поскольку в разногласиях преобладающее большинство доминирует и подавляет меньшинство. Распад такой группы на фракции менее вероятен.

Группы из пяти членов обычно не сталкиваются с проблемами, описанными выше. Члены группы не страдают от ее непрочности и атмосферы напряженности, свойственных диадам и триадам. Каждый член группы глубоко удовлетворен своей ролью, и в случае возникновения разногласий такие группы, как правило, не распадаются. Если в группе появляется "диссидент", он получает большую поддержку со стороны некоторых членов, им не угрожает полный разрыв со всей группой.

В более крупных группах меньше согласия, но и меньше напряженности. В то же время вся группа оказывает большее давление на своих членов, усиливая их конформизм. Существует выраженное неравенство, каждый испытывает больше трудностей, стремясь наравне с другими участвовать в обсуждении проблем и влиять на принятие решений. Поэтому члены группы меньше удовлетворены своей ролью в совместном обсуждении проблем, чем в меньших группах. Участники группы часто страдают из-за низкого уровня морального единства. Могут быть ослаблены связи отдельных участников со всей группой. В результате могут утверждаться жесткие, обезличенные формы контроля, когда приказы, насаждаемые сверху, заменяют задушевную личную беседу. В таких группах могут возникать фракции и существовать вражда.

Вследствие увеличения размера группы среди ее членов появляется тенденция к снижению общения друг с другом, но возрастает роль лидера через которого организуется процесс общения. Лидер становится центром коммуникации.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

Источник:

studfiles.net

Саблин В., Слаква С. Психология человека в городе Улан-Удэ

В данном каталоге вы имеете возможность найти Саблин В., Слаква С. Психология человека по разумной цене, сравнить цены, а также посмотреть другие предложения в категории Наука и образование. Ознакомиться с параметрами, ценами и обзорами товара. Доставка товара осуществляется в любой город России, например: Улан-Удэ, Астрахань, Ижевск.