Каталог книг

Коллектив авторов Русская литература и культура XIXвека

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

Русская литература XIXв. рассматривается как составная и центральная часть русской культуры, определившая основные направления духовного самосознания нации. Каждая глава предлагает свой ракурс в осмыслении феномена русской литературы XIXв., истоков и причин рождения ярчайших писательских индивидуальностей, составивших эпоху в русской и мировой культуре, и дает авторскую интерпретацию литературно-художественных явлений при единстве общей концепции. Темы пособия посвящены и сопредельным с литературой сферам (от журналистики до театра и изобразительного искусства), что позволяет составить достаточно полную картину культурной жизни России XIXв. Соответствует ФГОС ВО 3+. Для студентов бакалавриата, обучающихся по специальности «Педагогическое образование» (профиль–«Филологическое образование»). Представляет интерес для преподавателей профильных вузов, всех читателей, интересующихся историей отечественной литературы и культуры.

Характеристики

  • Форматы

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Коллектив авторов Культура и традиции России Коллектив авторов Культура и традиции России 149 р. litres.ru В магазин >>
Христианство и русская литература. Сборник 6 Христианство и русская литература. Сборник 6 633 р. labirint.ru В магазин >>
Коллектив авторов Литература. Учебник для среднего профессионального образования Коллектив авторов Литература. Учебник для среднего профессионального образования 199 р. litres.ru В магазин >>
Коллектив авторов Русская литература и культура XIXвека Коллектив авторов Русская литература и культура XIXвека 670 р. litres.ru В магазин >>
Коллектив авторов Русское слово №08/2010 Коллектив авторов Русское слово №08/2010 59.9 р. litres.ru В магазин >>
Коллектив авторов Русская звонница Коллектив авторов Русская звонница 5.99 р. litres.ru В магазин >>
Коллектив авторов Культура профессиональной речи Коллектив авторов Культура профессиональной речи 300 р. litres.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Русская литература и культура XIX века скачать fb2, rtf, epub, pdf, txt книгу Коллектив авторов

Русская литература и культура XIX века О книге "Русская литература и культура XIX века"

Русская литература XIX в. рассматривается как составная и центральная часть русской культуры, определившая основные направления духовного самосознания нации. Каждая глава предлагает свой ракурс в осмыслении феномена русской литературы XIX в., истоков и причин рождения ярчайших писательских индивидуальностей, составивших эпоху в русской и мировой культуре, и дает авторскую интерпретацию литературно-художественных явлений при единстве общей концепции. Темы пособия посвящены и сопредельным с литературой сферам (от журналистики до театра и изобразительного искусства), что позволяет составить достаточно полную картину культурной жизни России XIX в. Соответствует ФГОС ВО 3+. Для студентов бакалавриата, обучающихся по специальности «Педагогическое образование» (профиль – «Филологическое образование»). Представляет интерес для преподавателей профильных вузов, всех читателей, интересующихся историей отечественной литературы и культуры.

Произведение относится к жанру Учебная литература. Оно было опубликовано в 2016 году издательством Кнорус. На нашем сайте можно скачать книгу "Русская литература и культура XIX века" в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt или читать онлайн. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.

Источник:

avidreaders.ru

Читать Русская литература XIX века

Коллектив авторов Русская литература и культура XIXвека

  • ЖАНРЫ
  • АВТОРЫ
  • КНИГИ 529 969
  • СЕРИИ
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 458 133

Русская литература XIX века. 1850–1870: учебное пособие

Россия 50—70-х годов

Чем царь добрей, тем больше льется крови…

50—70-е годы в России XIX в. были одним из судьбоносных исторических периодов. Столетие в целом, связанное с понятием русской классической литературы, отнюдь не было гармонически уравновешенным. По своей интенсивности оно не уступает катастрофическому XX в., а скорее во многом готовит его. Долгое время общественная, философская, научная, литературная и культурная жизнь XIX в. рассматривалась в связи с периодизацией литературного процесса на основе общественно-политических явлений, обозначенных В. Лениным в статье «Памяти Герцена» (1912). Отчасти это оправданно, потому что русская литература действительно была теснейшим образом связана с актуальными социальными проблемами. Главной из них оставалась судьба крестьянства и шире – народа. Однако сам демократический процесс столетия не ограничивается узким социологическим, политическим видением, свойственным Ленину и его вольным и невольным последователям в литературоведении. Корни многих процессов «освободительного» движения следует искать в духовной жизни русских людей, в квазирелигиозном мировоззрении революционеров XIX в.

Итак, разделение столетия на 40–60 и 70—90-е годы, определявшее историю литературы столетия в советской науке, является условно-социологическим. Граница между периодами искажает цельность эпохи Великих реформ. Многие видные деятели русской культуры и словесности, относимые в такой системе к разным периодам, были современниками. Например, Булгарин и Чаадаев, с одной стороны, Герцен и Бакунин, с другой.

Единство 50—70-х годов истории русской литературы XIX в. определяется царствованием Александра II. При всех переменах политической жизни стиль, дух эпохи формировался личностью царя-освободителя. Он взошел на трон после смерти Николая I в 1855 г. и правил до 1881 г., когда был убит революционерами-террористами. Члены «Народной воли» «приговорили» царя к смерти за то дело, которое он справедливо считал своей исторической миссией. В день гибели он планировал рассмотреть проект принятия в России конституции, ради которой принесли себя в жертву декабристы. Царствование Александра III стало новым культурно-историческим этапом в жизни страны.

Конец 40-х – первую половину 50-х годов иногда называют «мрачным семилетием? – . События Французской революции 1848 г. заставили Николая I усилить полицейский контроль над обществом: от чтения частной переписки до строжайшей цензуры. Это коснулось даже религиозных текстов. Из акафиста Покрову Пресвятой Богородицы цензурный комитет предлагал, например, исключить как сомнительные и неуместные следующие стихи: «Радуйся, незримое укрощение владык жестоких и зверонравных…». Очевидно, власть отождествляла эти определения с собой. Борьба с революционными силами определила негативную оценку правления Николая I в советской истории. Однако можно попытаться представить, что было бы с русской классической культурой, если бы «бессмысленный и беспощадный» русский бунт выплеснулся уже в 1825 г., а в 1848 г. получил новый, международный импульс.

Катастрофическим событием правления Николая I стала Крымская война (1853–1856). Поражение и последующее заключение мирного договора, ущемлявшего интересы России, говорили о кризисе николаевского самодержавия. Важными причинами поражения были неумелое руководство военными действиями и непродуманное обеспечение тыла армии. Даже героический дух защитников Севастополя, запечатлённый в «Севастопольских рассказал» (1855–1856) начинающего писателя Л.Н. Толстого, не смог преодолеть негативных последствий проигранной кампании. К внутренним причинам прибавлялись и внешние.

После победы над Наполеоном прошли годы, и европейский мир перестроился. Единовластно сильная Россия была никому не нужна. Турция стала инструментом ослабления Российской империи в планах европейских держав. Политическая и динломатическая самоуверенность Николая I, похожая на романтическую наивность, на философский идеализм, была жестоко наказана историей. Крымская война наглядно показала экономическое отставание крепостнической России от Франции и Англии. Ведь еще Александр I понял необходимость изменения правового статуса трудового народа, «сеятеля и хранителя» России. Умирая, Николай I сказал наследнику: «Сдаю тебе мою команду, но, к сожалению, не в таком порядке, как желал, оставляя тебе много трудов и забот».

Духовная жизнь 50–70 годов во многом определялась реформами Александра II. Одиако проблематика и стилистика интересов интеллигенции обозначилась уже в 30—40-е годы. На самосознание русской интеллигенции решающее влияние оказало увлечение немецкой философией. Труды Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха воспринимались со славянским азартом, оказывали пьянящее, чарующее воздействие. «Русские не скептики, – писал Бердяев в «Русской идее» (1946), – они догматики, у них все приобретает религиозный характер, они плохо понимают относительное». Дух своеобразной философской горячки господствовал в появившихся общественно-филологических кружках, сформировавших атмосферу общественного свободомыслия. Самыми известными деятелями нового неформального движения стали Н.В. Станкевич (1813–1840) и Т.Н. Грановский (1813–1855).

В кружок Станкевича, который просуществовал с. 1831 по 1837 год, входили в основном воспитанники Московского университета. Среди них были В.Г. Белинский, М.А. Бакунин, К.С. Аксаков, Т.Н. Грановский, О.М. Бодянский, М.Н. Катков, В.П. Боткин, Ю.Ф. Самарин. Во время пребывания Станкевича за границей (для лечения и продолжения образования), в 1838 г. к его кружку примыкает новый студент – И.С. Тургенев. Все они были талантливые молодые люди, страстные и увлечённые, идеалисты в лучшем смысле этого многозначного слова. К.С. Аксаков впоследствии вспоминал эти собрания: «Если бы кто-нибудь вечером заглянул в низенькие небольшие комнаты, наполненные табачным дымом, тот увидел бы живую, разнообразную картину: в дыму гремели фортепианы, слышалось пение, раздавались громкие голоса; бодрые лица виднелись со всех сторон; за фортепианами сидел молодой человек прекрасной наружности; темные, почти черные волосы опускались по вискам его, прекрасные, живые, умные глаза одушевляли его физиономию». При всем оживлении друзья Станкевича спиртного не употребляли. Тот же Аксаков свидетельствовал, что «на сходках выпивалось страшное количество чаю и съедалось страшное количество хлеба». Герой романа Тургенева «Рудин» (1856) Лежнев обозначает темы разговоров этих «русских мальчиков»: «В глазах у каждого восторг, и щеки пылают, и сердце бьётся, и говорим мы о Боге, о правде, о будущности человечества, о поэзии…» Станкевич умер в 27 лет. А его собеседники стали властителями дум следующего поколения русского общества.

Грановский был профессиональным историком, профессором Московского университета, одним из идеологов западничества. По существу, его курсы по истории западноевропейского средневековья были своеобразной историософией. Он выдвигал нравственный критерий в осмыслении исторических фактов. Историю он считал наукой революционного характера. Историческая мысль должна совершать своеобразный переворот в мире «нравственных явлений», подобно тому, как естествознание обновило представления об отношениях человека и природы. Публичные лекции Грановского начала 40-х годов высоко оценивали Чаадаев и Герцен.

Важно подчеркнуть, что увлечение немецкой философией носило не столько рациональный, сколько эмоциональный характер. Мировоззренческие, гносеологические и социальные проблемы немецких философов – от метафизика Канта, идеалиста-платоника Гегеля до материалиста Фейербаха и автора «Манифеста коммунистической партии» (1848) Маркса, претворившего библейский хилиазм и общинное финансовое самосознание еврейской диаспоры в социологию, – воспринимались русскими со страстностью неофитов. Разные идейные концепции становились на русской почве общим идеализмом, романтически оторванным от экзистенциальной действительности. Попытки применить немецкий идеализм на практике неизменно заканчивались кровавыми катастрофами. Бердяев в «Русской идее» так обозначает эту психологическую национальную черту: «Интеллигенция была идеалистическим классом, классом людей, целиком увлечённых идеями и готовых во имя своих идей на тюрьму, каторгу и на казнь».

Источник:

www.litmir.me

Литературный процесс первой половины 19 века

Литературный процесс первой половины 19 века

У народа, лишённого общественной свободы, литература - единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести.

Уже на рубеже 18 и 19 веков русская литература по своему развитию не уступает литературе Европы. Однако во многом она ещё не самобытна, а берёт за основу темы и сюжеты европейских произведений. Как и в Европе, в России переживают кризис классицизм и сентиментализм, начинает зарождаться романтизм.

Ведущими направлениями 19 века станут романтизм и критический реализм.

В начале века ещё живы и активно работают выходцы из прошлого столетия - Державин и Карамзин. Комедиограф и журналист Иван Андреевич Крылов начинает писать басни. В первое десятилетие 19 века зажигается звезда Василия Андреевича Жуковского, ставшего "отцом" русского романтизма.

В историческом плане век начинается в 1801 году с убийства Павла Первого и воцарения 23-летнего внука Екатерины - Александра Первого, начало царствования которого ознаменовалось, с одной стороны, геополитическими успехами России (турецкие войны, победа над Наполеоном), с другой, просветительскими реформами. Это, в свою очередь, усиливает тягу русской интеллигенции к просвещению и интерес к литературе.

Появляются литературные салоны и общества.

Александр Христофорович Востоков

"Вольное общество любителей русской словесности, наук и художеств" - одна из первых общественных литературных организаций. Общество, созданное выпускниками гимназии при Академии наук, просуществовало четверть века - с 1801 по 1826 годы. Членами общества были переводчик и педагог Иван Мартынович Борн, поэты Василий Васильевич Дмитриев и Василий Васильевич Попугаев, академик-языковед Александр Христофорович Востоков, поэт и публицист Иван Петрович Пнин, сыновья А.Н. Радищева Василий и Николай.

Дом Державина в Санкт-Петербурге, где заседали "беседчики"

"Беседа любителей русского слова" (они же "шишковисты", или "беседчики") - это общество, основанное в 1811 году, "выросло" из литературного салона Г.Р. Державина. Общество возглавил адмирал русского флота, филолог, академик Александр Семёнович Шишков. Участниками "Беседы. " были поэт и министр юстиции Гаврила Романович Державин, драматург Александр Александрович Шаховской, поэт Иван Андреевич Крылов, поэт и переводчик Николай Иванович Гнедич.

Александр Семёнович Шишков

"Беседчики" выступили против реформы языка, предложенной Карамзиным, против влияния на Россию "чужеземной культуры", защищали чистоту русского языка, предлагая заменить все заимствованные слова русскими аналогами (бульвар - "гульбище", калоши - "мокроступы", театр - "позорище" и т.д.). В литературе отстаивали принципы уже устаревшего к тому времени классицизма и опирались на теорию трёх "штилей" Ломоносова.

Николай Михайлович Карамзин

"Арзамас" (они же "карамзинисты") - литературное общество, возникшее в 1815 году в противовес "Беседе. " и объединившее сторонников "нового слога" Карамзина. Участниками общества были поэты Василий Андреевич Жуковский, Константин Николаевич Батюшков, Пётр Андреевич Вяземский, Василий Львович Пушкин, Александр Сергеевич Пушкин, Денис Васильевич Давыдов, экономист и декабрист по убеждениям Николай Иванович Тургенев, академик Сергей Семёнович Уваров, генерал-майор, декабрист Михаил Фёдорович Орлов.

Обложка журнала "Вестник Европы"

Наряду с литературными салонами и обществами, в 19 веке началось интенсивное развитие литературной журналистики. По выражению Державина, в начале века в России "всё зажурналилось". Наиболее популярными стали журналы

"Вестник Европы" - редакторы Николай Михайлович Карамзин и Василий Андреевич Жуковский;

"Северный вестник" - издатель Иван Иванович Мартынов;

"Журнал российской словесности" - издатель Николай Петрович Брусилов;

"Цветник" - сотрудники редакции Иван Андреевич Крылов, Александр Христофорович Востоков, Константин Николаевич Батюшков;

"Сын Отечества" - издатель Николай Иванович Греч.

Обложка альманаха "Мнемозина"

В 1820-е годы будущие декабристы издавали альманахи "Мнемозина" и "Полярная звезда".

Александр Сергеевич Пушкин совместно с Антоном Антоновичем Дельвигом основал "Литературную газету" (выходит по сей день), а в 1836 году - журнал "Современник".

Обострённый интерес к литературе объяснялся ещё и тем, что именно писатели ставили и решали в своих произведениях острейшие социально-политические вопросы, что особенно актуально в условиях отсутствия политических свобод. Начало 19 века - "золотого века" русской литературы - дало настолько мощный заряд, что уже через несколько десятилетий русская литература стала одной из величайших в мире.

Источник:

mosliter.ru

История русской культуры: XIX век

История русской культуры: XIX век. Яковкина Н.И.

2-е изд., стер. — СПб.: Лань, 2002 — 576 с.

Книга посвящена наиболее яркому и плодотворному периоду культурной жизни России — XIX веку, освещает развитие образования, литературы, изобразительного искусства, театра. Особое место в изложении уделяется Петербургу как крупнейшему культурному центру того времени. Книга ориентирована на всех читателей, интересующихся проблемами отечественной культуры.

Рекомендовано министерством общего и профессионального образования Российской федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных, заведений, обучающихся по специальности «Культурология».

Скачать / Download файл

ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ПРОСВЕЩЕНИЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА 11

§ 2. НИЗШИЕ И СРЕДНИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ РОССИИ 16

Приходские училища 16

Уездные училища 19

§ 3. РОССИЙСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ 25

§ 4. ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 36

§ 5. ЧАСТНЫЕ ПАНСИОНЫ 42

§ 6. ДОМАШНЕЕ ВОСПИТАНИЕ 45

§ 7. ЗАКРЫТЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ДЛЯ ДВОРЯНСКИХ ЮНОШЕЙ КАДЕТСКИЕ КОРПУСА. ПАЖЕСКИЙ КОРПУС. ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ЛИЦЕЙ 51

Пажеский корпус 54

Царскосельский лицей 57

ГЛАВА ВТОРАЯ. КНИЖНОЕ ДЕЛО В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА 68

§ 1. ИЗДАТЕЛЬСТВО И КНИЖНАЯ ТОРГОВЛЯ В РОССИИ 68

§ 2. ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ РОССИИ 74

§ 3. БИБЛИОТЕКИ 78

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА 85

§ 2. СЕНТИМЕНТАЛИЗМ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 89

§ 3. СПОРЫ О ЯЗЫКЕ 93

§ 4. ВОЙНА 1812 ГОДА И РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 95

§ 5. РОМАНТИЗМ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1810-1820 ГОДОВ 98

§ 6. ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖИЗНЬ 1815-1825 ГОДОВ 104

§ 7. ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖИЗНЬ ВО ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА 117

§ 8. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА 126

§ 9. ЛИТЕРАТУРНЫЕ САЛОНЫ 133

§ 10. РАЗВИТИЕ РЕАЛИСТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 143

§ 11. ОБРАЗОВАНИЕ «НАТУРАЛЬНОЙ ШКОЛЫ» В 40-х ГОДАХ XIX ВЕКА 149

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. РУССКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА 157

§ 2. КЛАССИЦИЗМ И «АКАДЕМИЗМ» В РУССКОЙ ЖИВОПИСИ 161

§ 3. СЕНТИМЕНТАЛИЗМ В РУССКОЙ ЖИВОПИСИ

Творчество А. Г. Венецианова 164

§ 4. РОМАНТИЗМ. ТВОРЧЕСТВО К. БРЮЛЛОВА И О. КИПРЕНСКОГО 170

Карл Брюллов 171

§ 5. ЗАРОЖДЕНИЕ РЕАЛИЗМА В РУССКОЙ ЖИВОПИСИ 180

Творчество П. А. Федотова 180

ГЛАВА ПЯТАЯ. РУССКИЙ ТЕАТР В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА 186

§ 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТЕАТРЫ 188

§ 3. СЦЕНИЧЕСКИЙ КЛАССИЦИЗМ 192

§ 4. СЕНТИМЕНТАЛИЗМ НА РУССКОЙ СЦЕНЕ 196

§ 5. РОМАНТИЗМ В РУССКОМ ТЕАТРАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ 199

Сценический романтизм 202

§ 6. ЗАРОЖДЕНИЕ РЕАЛИЗМА В СЦЕНИЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ 204

ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ПРОСВЕЩЕНИЕ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА 215

Крестьянские школы 216

Земская школа 217

Городская начальная школа 222

§ 2. ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ 223

§ 3. ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ 226

§ 4. СРЕДНЯЯ ШКОЛА 232

§ 5. ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ. УНИВЕРСИТЕТЫ 240

§ 6. ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 255

§ 7. ВЫСШИЕ ЖЕНСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ 266

ГЛАВА ВТОРАЯ. КНИГОИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ГАЗЕТЫ И ЖУРНАЛЫ 279

§ 2. РОССИЙСКИЕ ГАЗЕТЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА 290

§ 3. РОССИЙСКИЕ ЖУРНАЛЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА 298

§ 4. БИБЛИОТЕКИ 304

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА 310

§ 2. КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

60-70-х ГОДОВ 320

§ 3. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ДОСТОЕВСКОГО И ТОЛСТОГО 60-70-х ГОДОВ 326

§ 4. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 80-90-х ГОДОВ XIX ВЕКА 334

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 359

§ 2. ИСТОРИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ 367

§ 3. ХУДОЖНИКИ О РОССИИ (ЖАНРОВАЯ ЖИВОПИСЬ) 372

§ 4. ВОЙНА НА ПОЛОТНАХ В. В. ВЕРЕЩАГИНА 378

§ 5. ПЕЙЗАЖНАЯ ЖИВОПИСЬ 382

§ 6. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЗНАНИЙ 387

ГЛАВА ПЯТАЯ. РУССКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА 392

Источник:

www.alleng.ru

Русская культура 19 века

Русская культура 19 века

Начало 19 века в России было ознаменовано культурным подъемом, получившим название «золотой век». Русская культура 19 века славилась на весь мир и опережала во многом другие европейские страны. В искусстве утверждался классицизм, который нашел свое отражение в архитектуре, литературе, музыке.

При императоре Александре I проводилась политика «просвещенного абсолютизма», направленная на развитие образования, поддержку промышленности, она покровительствовала наукам и искусствам.

Взошедший на престол в 1825 году Николай I проводил реакционную политику, которая опиралась на полицию и бюрократию.

Архитектура начала 19 века

Большое влияние на разные сферы искусства и общественной жизни оказала победа в Отечественной войне 1812 года. Поэтому русская культура первой половины 19 века отличается патриотическими настроениями. Отражение тех славных событий можно проследить в архитектуре. Талантливый архитектор, выходец из крепостных крестьян Андрей Никифорович Воронихин стал создателем Казанского собора. Он был задуман Павлом I как подобие собора Св. Петра в Риме. Воронихин смог удачно вписать здание в ансамбль центрального для Петербурга Невского проспекта. Казанский собор, ставший мемориалом Отечественной войны 1812 года, стал местом погребения фельдмаршала М. И. Кутузова. На отделку иконостаса ушло сорок пудов серебра, которое похитили французы и вернули казаки. Здесь хранились штандарты и знамена французских войск.

В живописи развивалось искусство портрета. Одним из значимых русских художников-портретистов этой эпохи признан О. А. Кипренский. Романтический стиль русская культура 19 века развивала в период политических потрясений, царивших в Европе, где шли захватнические войны Наполеона. К этому периоду относится знаменитый портрет гусарского полковника Дениса Давыдова работы Кипренского. В женских портретах Кипренский передавал теплоту и лиричность образов. Художник стремился на своих полотнах показать людей, которые отражали историческую эпоху.

Классический стиль русская культура 19 века распространяла на все виды искусства. Так, в музыке его ярким представителем стал Михаил Иванович Глинка. Ему принадлежит фраза: «Музыку создает народ, мы ее только аранжируем». Он стал основоположником классической отечественной оперы (сказочно-эпическая опера «Руслан и Людмила», народная музыкальная драма «Жизнь за царя»).

Неотъемлемой частью понятия «культура 19 века» в России является литература, которая в это время превратилась в одну из ведущих в мире. Писатели-классики создавали произведения, пронизанные гуманизмом и патриотизмом. Появились журналы: общественно-политический и литературный. В начале века царил сентиментализм, ярким представителем которого является Н. М. Карамзин. Затем ему на смену пришел романтизм, нашедший свое воплощение в творчестве В. А. Жуковского. Сентиментализм заставлял читателей сочувствовать героям, обладающим обостренной чувствительностью. Писатели-романтики противопоставляли героических персонажей обществу, проявляли интерес к природе и истории народов других стран.

Для любого образованного человека русская культура 19 века не представляется без имени А. С. Пушкина, формирование которого как поэта происходило на фоне патриотического подъема в обществе, возникшего благодаря победе в войне 1812 года. Как дань романтическому стилю Пушкин создает поэму «Руслан и Людмила». В южных поэмах им прославлялась тема свободы. Ранние стихотворения «Деревня» и «Вольность» говорят о гражданской позиции поэта. В конце жизни А. С. Пушкин создал такие шедевры, как драма «Борис Годунов» и роман «Евгений Онегин». Поэт смог в своем творчестве охватить все жанры и доказал универсальность своего гения.

Это далеко не полный перечень достижений великой русской культуры начала 19 века. Она внесла неоценимый вклад в развитие национального искусства и образования, а также оказала огромное влияние на мировую культуру.

Источник:

fb.ru

Коллектив авторов Русская литература и культура XIXвека в городе Оренбург

В нашем каталоге вы имеете возможность найти Коллектив авторов Русская литература и культура XIXвека по разумной стоимости, сравнить цены, а также посмотреть другие предложения в группе товаров Детская литература. Ознакомиться с параметрами, ценами и рецензиями товара. Транспортировка выполняется в любой населённый пункт РФ, например: Оренбург, Курск, Киров.