Каталог книг

Основы христианской нравственности

Перейти в магазин

Сравнить цены

Категория: Книги

Описание

Настоящее издание содержит изложение основ христианской нравственности. По мысли автора, протоиерея Геннадия Нефедова, оно призвано способствовать формированию правильного представление об основах семейной жизни, о воспитании детей, о том, как научить повзрослевшего человека самому строить свои отношения с окружающими его людьми. Развивая силы и способности своей собственной духовно-нравственной природы, привлекая богатство церковного опыта с его благодатной помощью, человек воспитывает в себе вкус к мыслям святым и правильным и учится созидать свой семейный дом в соответствии с традициями христианской культуры. Автор утверждает: без христианства понять истоки русской и европейской культуры и нравственности невозможно. Сам термин "нравственность" зародился и возник в традициях христианской культуры. Основные христианские нравственные принципы, сформированные Евангелием, легли в основу Русского государства. Евангелие также лежит в основе классического европейского искусства, многое почерпнули из него и история, и география, и социология. Кроме того, каждому человеку необходимо иметь правильное представление об основах семейной жизни, о воспитании детей, о том, как научить повзрослевшего человека самому строить свои отношения с окружающими его людьми. Развивая силы и способности своей собственной духовно-нравственной природы, привлекая богатство церковного опыта с его благодатной помощью, человек воспитывает в себе вкус к мыслям святым и правильным и учится созидать свой семейный дом в соответствии с традициями христианской культуры. Книга "Основы христианской нравственности" адресована юношеству и каждому человеку, задумавшему создать собственную семью. Книга предназначена для Московской регентско-певческой семинарии и рекомендуется для других учебных заведений. Для священнослужителей и специалистов, занимающихся исследованием отдельных вопросов нравственного богословия, аскетики, состояния нравственности в современном обществе, религиозной философии. Для культурологов, психологов, социологов, а также для всех интересующихся нравственными проблемами современности. В ограниченном объеме издание может быть использовано в качестве дополнительного учебного материала для преподавателей и воспитанников духовных учебных заведений, для студентов богословских вузов и факультетов (учебные предметы "Нравственное богословие", "Пастырское богословие").

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Священник Андрей Мекрюков, Елена Момот Основы христианской нравственности. Часть 2. Христианские добродетели. Начальная ступень Священник Андрей Мекрюков, Елена Момот Основы христианской нравственности. Часть 2. Христианские добродетели. Начальная ступень 207 р. ozon.ru В магазин >>
Мекрюков А., Момот Е. Основы христианской нравственности. Методическое пособие для учителя Мекрюков А., Момот Е. Основы христианской нравственности. Методическое пособие для учителя 139 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Священник Андрей Мекрюков, Елена Момот Основы христианской нравственности. Методическое пособие для учителя Священник Андрей Мекрюков, Елена Момот Основы христианской нравственности. Методическое пособие для учителя 112 р. ozon.ru В магазин >>
Мекрюков А., Момот Е. Основы христианской нравственности. Часть I. Нравственный закон Божий. Учебное пособие для воскресных школ. Начальная ступень Мекрюков А., Момот Е. Основы христианской нравственности. Часть I. Нравственный закон Божий. Учебное пособие для воскресных школ. Начальная ступень 197 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Священник Андрей Мекрюков Основы христианской нравственности. Часть 3. Жизнь христианина Священник Андрей Мекрюков Основы христианской нравственности. Часть 3. Жизнь христианина 288 р. ozon.ru В магазин >>
Священник Андрей Мекрюков, Елена Момот Основы христианской нравственности. Часть 1. Нравственный Закон Божий. Начальная ступень Священник Андрей Мекрюков, Елена Момот Основы христианской нравственности. Часть 1. Нравственный Закон Божий. Начальная ступень 313 р. ozon.ru В магазин >>
Святитель Филарет (Дроздов) Митрополит Московский Катехизис Святитель Филарет (Дроздов) Митрополит Московский Катехизис 249 р. litres.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Программа по предмету Основы Христианской Нравственности для 1-11 классов

Программа по предмету Основы Христианской Нравственности для 1-11 классов

для 1-11 классов

Согласовано с Педагогическим кабинетом Московской

«Основы Христианской Нравственности » - это предмет,который является частью цикла учебных

Настоящая программа «Основы Христианской Нравственности» в 1-11 классах Православной гимназии имени преподобного Сергия Радонежского,предполагая наличие отдельного предмета

«Закон Божий» (см.поясн.записку ),включает в себя следующие курсы: «Основы Христианской

Параллельное изложение материала по предметам «Закон Божий» и «Основы Христианской Нравственности» позволяет дополнить и лучше закрепить пройденный материал,а также больше внимания уделить нравственным аспектам и выводам.

В связи с тем, что программа ОХН максимально приближена к программе Закона Божия и

Целью предмета «Основы Христианской Нравственности» является воспитание в учащихся Православной Гимназии твердых навыков благочестия, необходимых им в дальнейшем для ведения самостоятельной богоугодной жизни. Благочестие,то есть истинное богопочтение, благоговейное признание божественных истин и исполнение их на деле,предполагает правильную веру в Бога,надежду на Его промышление,знание и исполнение Его заповедей, осмысленное участие в церковном богослужении и освящающих таинствах,наконец (и главное) знание и навык частной молитвы.Главная роль в воспитании благочестия принадлежит богослужению – общественному и частному.Это предполагает развитие в учениках внешнего и трех степеней внутреннего благочестия:

- внимания к словам и действиям богослужения.

полного душевного сочувствия богослужению.

Именно поэтому значительное количество часов ОХН посвящено богослужению.

Чтобы достичь цели преподавания – тщательного приучения детей к повседневному исполнению Закона Божия,необходимо:

утвердить в душе ученика основные,начальные истины веры и главные,существенные правила христианской жизни;

наполнить душу ученика наглядными представлениями из духовно-нравственного мира для возбуждения религиозного чувства и разъяснения катехизического учения;

возбудить в душе ученика потребность общения с Богом посредством разумной молитвы;

расположить душу ученика к благоговейному участию в церковном богослужении,то есть образовать и настроить её так,чтобы учащийся присутствовал за церковными службами со вниманием,с пониманием и с полным сердечным участием.

На примерах Священного Писания и истории Церкви учащиеся должны понять,что евангельская

Мораль является для христиан основой не только личной,но также семейной и общественной

Программа по предмету «Основы Христианской Нравственности» рассчитана на проведение 1 урока в неделю (но не исключено увеличение количества часов в неделю,за счёт более углублённого изучения тем предложенных данной программой ).

Несколько часов в году рекомендуется выделять для проведения уроков-бесед с духовным

наставником Православной Гимназии,завучем или классным руководителем для обсуждения

Преподавателю ОХН рекомендуется в зависимости от обстоятельств разгружать программу,возможно сокращая ряд тем, но при этом неукоснительно оставлять время для вопросов учащихся по различным темам и для обсуждения (особенно в старших классах) текущих событий церковной жизни в христианском мире и в нашей стране.

В соответствии с настоящей программой желательно устраивать экскурсии и организовывать

Преподавателю ОХН рекомендуется по возможности, помимо тем изложенных в программе, разбирать с учащимися небольшие цитаты из Священного Писания, краткие изречения святых отцов.Учащимся может быть предложено ведение отдельных тетрадей (блокнотов) для их записи.

Пояснения к программе и методические указания изложены в пояснительной записке к программе по предмету «Закон Божий».

**- темы требующие параллельного изложения с соответствующими темами предмета Закон Божий.

Программа 1 класса./поурочный план/. Основная тема курса: «Основные понятия христианской нравственности».

В период 6-7-и летнего возраста в поведении ребенка мысль еще слаба. Логические составляющие весьма просты. Поэтому занятия должны в максимальной степени располагать детей к практическому прорабатыванию сведений о православной культуре, к активному проигрыванию ребенком некоторых моментов.

Само же преподавание в этот период нужно вести, опираясь на краткие составляющие: всего одну-две главные мысли, эпизоды из Библейских повествований должны преподноситься в яркой образной форме. Формулировать эти мысли следует очень просто, с использованием понятных и знакомых ребенку слов. Особенности психики детей этого возраста таковы, что урок может проходить продуктивно всего 10-12 минут. В течение этого времени ребенок должен быть включен в те или иные запланированные учителем виды деятельности, которые позволят ему усвоить главную мысль учебной темы. Дети в этом возрасте прекрасно учат наизусть. Кроме разучивания стихов и песен, ребенку можно давать задание нарисовать то, что он слышал от учителя. Некоторые ситуации целесообразно проигрывать в ролевых играх-сценках

Методика преподавания в данном классе может представлять собой чтение или пересказ небольших детских сказок,художественных рассказов,житий святых в детском изложении и обсуждение их вместе с детьми. Главный критерий в подборе материала - это максимальная доступность для восприятия.На основе этих небольших художественных произведений, с примерами из жизни, должны быть разобраны самые простые понятия христианской нравственности:

Об уважении старших

О любви к родителям

О надежде на Бога

О насилии и грубой силе

О бережном отношении к животным и растениям

О лживости и правдивости

О злых словах и шутках

Руководитель кафедры (Шурыгин А. Ю.) ( игумен гедеон)

Деление всех возможных принципов нравственности, исходящее из принятого основного понятия гетерономии *

«Закон Божий»-это традиционное для Русской Православной Церкви наименование цикла учебных

Важной составляющей частью школьного образования является формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья. Именно на достижение.

Перед воскресной школой, как духовным учебным заведением, стоит задача не только дать знания учащимся, но главное воспитать их в.

Аношкина Л. В., Королюк В. В. «Этимология как важная причина изучения английского языка» методическое пособие для 5-9 классов

Муниципальное общеобразовательное учреждение Газимуро-Заводская средняя общеобразовательная школа

Экспериментальная программа воспитательной работы «Я мариуполец» для учащихся 5-12х классов

Современная школа должна представлять собой образовательно – культурную среду для развития социально – успешной личности, осознающей.

Мастер-Класс «Скрапбукинг: изготовление коробочки-сюрприза для подарка на день рождения/свадьбу». Для начинающих

При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.

Источник:

razom.znaimo.com.ua

Конспекты занятий по основам прав

Основы христианской нравственности

Семинарская и святоотеческая библиотеки

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО ОСНОВАМ

а) НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН.

б) Мф.5:25-26; 19:17; 28:20; Ин.1:17 7:19; Рим.10:4; 1 Тим.6:6-12; 1 Ин.5:3 Гал.6:2;Иак.2:13.

в) Что такое нравственность. Нам всегда нравится, когда с нами поступают нравственно. Из этого мы можем сделал первые выводы о наличии нравственного закона, единого для всех людей. Откуда мы знаем, как правильно поступать. Совесть - голос Бога в душе каждого человека. Совесть - законодатель, судия и мздовоздаятель. Требования совести едины для всего человечества на протяжении всех веков. Нравственная ответственность и ее условие - нравственная свобода.

г) Начиная изучение этого курса, следует обратить внимание детей на то, что нравственное учение — сердцевина христианского учения, это то, чему прежде всего Христос учил народ и что внешние по отношению к христианству люди знают, как правило, именно эту часть христианского учения и по ней судят об остальном, и что на Страшном суде Господь спросит нас именно о нашем отношении к ближним, то есть о нравственном поведении. Занятие может быть построено как беседа, в которой ученики, с помощью наводящих вопросов учителя, как бы сами приходят к требуемым выводам, используя и свой личный опыт. В заключении занятия можно предложить детям вопрос о нечаянных нарушениях нравственного закона — ответы их будут разобраны на следующем занятии и послужат материалом для него. В более старшей аудитории можно разобрать три состояния нравственности — "противоестественную" нравственность падшего человека, построенную на двойном стандарте отношения к себе и к ближнему, "естественную", заповеданную Адаму и выраженную в максиме "чего не хочешь себе, не делай другому", и сверхъестественную — жертвенную любовь Христа. Материал для этого содержится в трудах святителя Тихона Задонского и святителя Игнатия Брянчанинова.

д) НРАВСТВЕННОСТЬ (действие "по праву", в соответствии с тем, каким человек был сотворен).

СОВЕСТЬ (со-весть, как и со-знание -есть и знание, объединяющие нас с Богом).

а) ЧТО ТАКОЕ ГРЕХ.

6) Рим.7; 1 Ин.3:8-11; 5:16-19; Иак.4:1-12; 2 Петр 2.

в) В чем заключается грех Адама и Евы. Грех - проступок. Древнееврейское качение слова: промах, проскакивание мимо цели. Русское значение: то, что греет, жжет (геенна огненная, вечный огонь). Греховность как склонность к греху, подчиненность ему. Греховность - состояние. Поврежденность ума, чувств и воли человека. Невозможность не грешить без помощи благодати.

Невольные грехи. Греховность - скорее болезнь, чем вина.

Стадии развития греха, на примерах.

Три источника греха.

г) Разговор о грехе нужно начать с того, что не Адам первый согрешил, что нераскаянность падшего духа - постоянный источник человеческих грехов и что именно дела диавола пришел разрушить Сын Божий. У детей должно остаться четкое понимание греховности как несвободы. Другой важный момент - в одном грехе содержится все; так, в грехе непослушания Адама содержится и отсутствие любви к Богу (а затем и Еве), и кража, и убийство, и самоубийство.

Затруднения вызывает также вопрос о прощении грехов Богом, это может показаться нарушением справедливости. Нужно помнить, что сейчас, при условии раскаяния, исцеление и прощение грехов даруется Богом, но Суд еще ждет каждого человека.

д) ГРЕХ (промах, ошибка; огонь, жгущий совесть)

ГРЕХОВНОСТЬ (по-гречески amartia); martis — свидетель, так называли христианских мучеников, свидетельствовавших своей смертью об истине христианства; amartia — "бесподобие", утрата подобия Богу).

а) ХРИСТИАНСКАЯ ДОБРОДЕТЕЛЬ.

ЖИТИЕ АЛЕКСИЯ — ЧЕЛОВЕКА БОЖИЯ.

б) Лк.9:59-62; Ин.6:45.

в) Грех разлучает нас с Богом, потемняет Его образ в нас. Противоположна ему добродетель- a орение добра, в подражание источнику всякого добра Богу. Необходимость усилий, самопринуждения к добру. Христианский подвиг — движение к Богу. Соблюдение заповеден.

Житие Алексия, Человека Божия. Рождение от благочестивых родителей. Благочестие, любовь к Богу. Брак по послушанию родителям и уход из родительского дома. Жизнь вдали от дома. Возвращение в дом отца под видом бездомного нищего. Указания Бога на святость Алексия. Его кончина.

г) Трудность изучения этой темы состоит в том, что очень легко соскользнуть на стремление к добродетели как таковой, в то время как она - средство, а цель - жизнь в Боге. Житие св. Алексия позволяет правильно расставить эти акценты; но у детей может возникнуть вопрос о "жестокости" Алексия, внезапно покинувшего родных. Можно предложить детям вспомнить ветхозаветных праведников, которым Бог повелевал оставить родных (Авраам, Лот) и вместе с детьми прочитать отрывки из Евангелия, в которых Господь требует всецелой самоотдачи. Свидетельство правильного выбора Алексия — примирение и спасение его родных и невесты.

д) ДОБРОДЕТЕЛЬ САМООТВЕРЖЕНИЕ ПОДВИГ (движение к Богу)

а) БОГООТКРОВЕННБ1Й ЗАКОН.

б) Быт.1:28-30; 2:16-17; Исх.20:1-17; Пс.110:7-8; Мф.5:20; 22:36-40; Мк.12:28-33;Ин.1:17; 13:34; 1 Тим.4:2.

в) Источник закона - Бог. Первое соприкосновение с законом - через совесть. Почему этого недостаточно (есть бессовестные, "люди, сожженные в своей совести" (1Тим.4:2); есть падшие духи, склоняющие нас ко греху). Как был дан закон. Заповедь Адаму. Заповеди, данные чрез Моисея. Утратили ли они значение для нас. Заповеди Христа.

г) В возрасте 8-10 лет у детей формируется нравственное сознание, и им легко воспринять нравственный закон как са­моценность. Поэтому необходимо, и не раз, поставить перед ними вопрос - для чего согрешившему человеку дан закон. Закон - "детоводитель ко Христу" (Гал.3:24). Дети должны понять, что заповеди блаженства, хотя и сформулированы не в "юридической" форме, однако столь же обязательны для исполнения христианами, как и закон Моисея.

д) ЗАКОН (за-кон и кон-ец: слово КОН дети могут встречать в играх; оно означает некую ценность, получаемую как награда за успешные действия; закон, таким образом, - то, что нужно выполнить, чтобы получить утраченное Адамом Царство Божие, как и конец - это увенчание пути, а не механическое его завершение).

а) НАША СВОБОДА, В ЧЕМ ОНА?

б) Ин.8:32-36; Мф. 16-26; 17:24-27; Рим.6:20-23; 7:1-25; Гал.5:13-14; 1 Петр.2:13-17;

в) Абсолютная свобода Бога и богоподобная свобода человека. Доказательство нравственной свободы человека - его способность раскаяться в совершенном. Ограниченность свободы сотворенного существа: выбор между пребыванием с Богом и удалением от Него.

Недолжное, извращенное использование данной нам свободы и порабощение греху. Освобождение от греха Христом.

Господь призывает, но не принуждает нас. "Бог сотворил нас без нас, но Он спасает нас не без нас", по словам святых отцов.

Наша ответственность перед Богом за дарованные нам возможности. В каких притчах Христос говорит об этом.

г) Занятие может быть построено как последовательное раскрытие темы: Христос освобождает нас от рабства греху, смерти и диаволу (вспомним скорченную женщину - Лк.13:16). Если же у детей есть вопросы, желание высказаться, - тогда лучше провести занятие как вопросы детей Христу и ответы на них Господа (чтением Евангелия). Итогом этого занятия должно быть понимание детьми того, что свобода человека - в Боге и что не должное употребление свободы сразу лишает нас ее.

д) СВОБОДА (свойство Личности)

ВОЛЯ (как одна из сил души) и ВОЛЬНОСТЬ (как возможность поступать по своему выбору)

а) ХРИСТИАНСКИЙ ПОДВИГ (ПО ЕВАНГЕЛИЮ).

б) Мф.3:2; 4:17-22; гл.5-7; 16:24; Мр. 10: 17-21; Фил. 1:30; 1 Фес. 2:2; 1 Тим. 6:12.

в) "Покайтесь" - первое слово проповеди Иоанна Предтечи (Мф.3:2) и Спасителя (Мф.4:17). Покаяние - начало движения падшего человека к Богу.

Первый грех человека - непослушание. Начало подвига - возвращения - полное, немедленное послушание (пример апостолов).

Вера - и необходимое условие, и важнейший из подвигов христианина.

Возрастание в совершенстве.

Подражание Христу - вершина подвига христианина: несение креста с терпением; любовь к своим личным врагам и молитва о них.

г) ПОКАЯНИЕ (обращение; изменение)

ПОДВИГ (движение к Богу)

а) СМИРЕНИЕ И ПРАВДОЛЮБИЕ. ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

б) Мф.5:3-12; Рим.5:18; 1 Ин. 2:29; 3:7; 1 Петр. 3:14; Иак. 3:18; 2 Кор. 6:7; 9:10.

в) Смирение - пребывание в послушании Богу, в Его мире. Правдолюбие - желание правды в себе, стремление исполнять правду Божию.

Житие преп. Сергия. Чудесные обстоятельства рождения, Отрок Варфоломей, его благочестие, послушание, незлобие. Уход из мира после смерти родителей. Начало иноческого подвига. Ожесточение брата и уход преподобного из обители. Примеры исполнения им всех заповедей. Преподобный Сергий "земной Ангел и небесный человек", образец совершенного человека.

г) Житие прп. Сергия дети могут прочитать, готовясь к занятию. На занятии же, пересказывая эпизоды жития, дети должны увидеть их как исполнение заповедей Божиих. Важно, чтобы правдолюбие было осознано как искание правды в себе, требовательность к себе, а не требование, обращенное к другим.

д) СМИРЕНИЕ (пребывание в мире Божием; МИР и МIР: запомнить различие этих слов можно по словам Господа: "Мир Мой даю вам; не якоже мир дает. " Можно обратить внимание детей на то, что "восьмеричное И" в слове МИР Христов напоминает нам о "восьмом дне" - вечном блаженном пребывании с Богом).

ПРАВДА (библейский, а не только бытовой смысл этого слова)

а) ПОКАЯНИЕ. ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ.

в) Притча о блудном сыне - повесть о путях души, отпадшей от Отчего дома и вернувшейся покаянием. Первый грех сына - отделение от Отца, выделение своего (и потеря всего в итоге). Спасение через скорбь. Почему не все вразумляются и спасаются скорбями? - Надо помнить дом Отца. Надо захотеть измениться и приложить усилия к этому.

г) История самого блудного сына, скорее всего, не вызовет трудностей. Можно обратить внимание детей на других персонажей притчи. Послушный, но не имеющий любви и поэтому завистливый старший сын тоже понятен; труднее детям увидеть Отца - милостивого, кротко отпускающего сына, терпеливо ждущего, с радостью принимающего, не сказавшего ни слова упрека. Можно обратить внимание детей на то, что пастырь, обретший потерянную овцу, и женщина, нашедшая потерянную драхму, из первых стихов 15 главы - это образы милостивого Отца.

а) ЦЕРКОВЬ - КОВЧЕГ НАШЕГО СПАСЕНИЯ. ЖИТИЕ СВЯТОГО ПРАВЕДНОГО ИОАННА КРОНШТАДТСКОГО.

б) Ин.15:1-10; 26-27; 16:7-13; 17:3; Мк. 16:6; Еф. 1:22-23; гл.2-4; Рим. 12:5; 1 Кор. гл. 12;

Фил. 2:13; Кол. 1:18-25; 1 Тим. 3:15

в) Церковь - тело Христово, вне которого невозможно спастись. Условия нашего вхождения в Церковь и пребывания в ней. Характер взаимодействия Бога и человека в деле спасения: благодать Божия и наше свободное согласие. Житие св. прав. Иоанна Кронштадтского. Полнота исполнения им евангельских заповедей. Непрестанная молитва. Учение о молитве. Ежедневное богослужение. Чудеса св. Иоанна Кронштадтского - призыв к покаянию.

а) ЗАБОТА ХРИСТИАНИНА О СВОЕЙ ДУШЕ. ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ДИМИТРИЯ РОСТОВСКОГО.

б) Мф. 16:26; 25:1-30; 1 Кор. 6:20; 15:44; Рим. 2:9; 12:2.

в) Способности человека - таланты, данные ему Богом для приумножения. Необходимость усилий для развития ума, сердца, воли.

Житие святителя Димитрия. Учение, успехи. Принятие монашества. Благочестие, послушание, трудолюбие. Работа над составлением Миней Четьих. Творения святителя Димитрия. Его служение Церкви. Примеры заботы и любви к духовным чадам, кротость, евангельское отношение к светской власти. Создание училища, любовь и забота об учениках. Противостояние расколоучителям. Преставление, прославление, чудеса.

г) Возможно, дети знакомы с житием святителя, имя которого носит наш город; цель занятия - привести учащихся к выводу о том, что забота о своей душе, способностях, дарованиях состоит не просто в развитии их, а в укоренении их в Боге через послушание Церкви.

д) ПРОСВЕЩЕНИЕ (церковное и мирское понимание этого слова)

ЧЕТЬИ МИНЕИ (минеи, то есть книги служб святым на каждый день года, для чтения)

а) РАЗВИТИЕ СЕРДЦА ХРИСТИАНИНА. ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНО-МУЧЕНИЦЫ ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ ЕЛИСАВЕТЫ.

б) Еккл.1:1З; Мф.15:18-19; Лк. 8:15; Дан.1:8; Втор. 11:18; Рим. 2:29.

в) Сердце - центр духовной жизни человека. В сердце падшего человека гнездятся греховные помыслы и пожелания, поэтому оно требует очищения. Утверждение сердца в Боге совершается постепенно, трудами и усилиями человека при помощи благодати Божией. Мудрость человека - не в уме, а в сердце. Очищение и воспитание сердца для Бога и составляет содержание христианского подвига.

Житие преподобномученицы Елисаветы - пример развития сердца христианина: ее серьезное отношение к вере, искание истинной веры; принятие Православия не только умом, но сердцем и трудом, делами; восхождение к высоте Христовой любви - молитва за убийцу мужа; служение ближним; мученический венец.

г) Это занятие - неторопливый, проникновенный рассказ учителя. Стихи Евангелия можно не зачитывать, а пересказывать близко к тексту. Дети будут находиться как бы рядом со святой. Роль детей на этом занятии внешне пассивная, вся совершающаяся работа - внутри.

д) СЕРДЦЕ (то, что в середине; центр духовной жизни).

а) ХРИСТИАНСКАЯ НАДЕЖДА. ЖИТИЕ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО КИРИЛЛА, ПРОСВЕТИТЕЛЯ СЛАВЯН.

б) 1 Кор.15:22; Рим.2:7; Евр.2:3; 3:6; 10:23; 25; Откр.23:2

в) Надежда - одна из основных христианских добродетелей, "упокоение сердца в Боге". Житие св. равноапостольного Кирилла, примеры упования на помощь Божию и получения ее.

г) В начале занятия можно вспомнить святителя Димитрия, о котором недавно говорили, и привести его определение надежды: "Надежда есть истинная смелость к Богу, даруемая сердцу человека по Божьему вдохновению и просвещению; или иначе: надежда есть добродетель, подаваемая свыше, через которую с твердой верою ожидаются блага вечной жизни. Добродетель сия основана на благодати, которая дается нам чрез Иисуса Христа, и на соблюдении заповедей Божиих; утверждается же она общением тела и крови Христовой и непрестанною молитвою". Рассказывая житие св. Кирилла, обращаем внимание на то, как в нем присутствует каждый момент сказанного св. Димитрием о надежде.

д) НАДЕЖДА (на-деяться, деяние)

а) РАЗВИТИЕ ВОЛИ. ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО.

б) Пс.1:2; Рим.4:1-13 и 13:12-14; Гал. 5:16-25 и 20:20.

в) Воля - действующая сила человеческой души. Немощность воли падшего человека. Обеты и зароки - способы укрепления воли.

Развитие воли есть восстановление ее единства с умом и чувствами.

Житие прп. Серафима. Благочестие, совершенное послушание, терпение с благодарением болезней, труд, подвиги поста, молитвы. 47 лет подвижнической жизни от прихода в обитель до выхода из затвора.

г) Житие прп. Серафима, скорее всего, известно детям, и можно дать им рассказать его; роль же преподавателя - подчеркнуть в каждом эпизоде волю святого, как устремленность к Богу.

д) ВОЛЯ (сила души и воля - отсутствие препятствий)

а) ТРУД ХРИСТИАНИНА. ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО.

б) Быт. 2:15 и 18; Исх. 20:9; Мф. 10:10; Деян. 20:34-35; 1 Сол. 2:9; 4:11; 2 Сол. 3:10; Откр.14:13.

в) Труд - заповедь, данная человеку Богом в раю (возделывать и хранить сад). Изменение характера труда Адама после грехопадения. Необходимость трудиться (чтобы можно было подать нуждающемуся). Пример Господа и Его апостолов.

Труды прп. Серафима (можно привести примеры и других святых). Труд телесный и душевный. Телесный труд без молитвы - напрасен. Молитва, борьба с греховными помыслами - труд. Крест как труд.

г) Основные выводы, к которым должны прийти дети на этом занятии: о нерасторжимом единстве телесного и духовного труда; о труде как сотворчестве Богу; о необходимости постоянства, непрекращающихся усилий; о труде как проявлении любви, а не рабском отбывании повинности; о труде как кресте, принимаемом ради Господа (в латинском тексте Евангелия есть слово "ежедневный", которого нет по-русски: "et tollem crucem suam cotidie et sequatur Me" - "возьми крест свой ежедневный и следуй за Мной").

РАБОТА (занятие раба)

ВСУЕ (суета; напрасно)

а) ЗАБОТА ХРИСТИАНИНА О СВОЕМ ТЕЛЕ.

б) 1 Кор. 6:15-20; Гал. 5:16-18; Иак. 2:26; 5:13-15; Рим. 8:5-8; 12:1.

в) Человек сотворен Богом состоящим из духа, души и тела. Тело должно быть храмом Духа Святого. Для этого мы должны покорить тело духу. Чревоугодие, пьянство (и наркомании во всех разновидностях) и сребролюбие (как привязанность к мирскому богатству, вещам) - грехи против тела. Болезнь - следствие греха и одновременно возможность преодолеть грех (терпящий болезнь с благодушием возрастает духовно).

Покаяние и молитва - лучший способ уврачевания (наставление Апостола Иакова). Аскетика - православная наука о преображении тела.

Грехи пренебрежения телом. Убийство и самоубийство. Отношение к смерти. Почему кончина праведника называется успением.

д) СОБЛАЗН ("блуд" и "болезнь" -родственные слова)

ТЕЛЕСНЫЙ (подверженный тлению)

а) ХРИСТИАНСКОЕ БЕСКОРЫСТИЕ. ЖИТИЕ ПРАВЕДНОЙ ИУЛИАНИИ ЛАЗАРЕВСКОЙ.

б) Мф. 5:7; 43-48; 6:1-4; 19-21; 24-36; Лк. 6:27:36; Гал. 5:13-26; Кол. 3:12; 2 Кор. 9:7.

в) Бескорыстие как доверие к Богу. Бескорыстие как любовь к ближним. Благотворительность, милостыня - высшая степень бескорыстия.

Житие св. прав. Иулиании. Ее кротость, усердие в исполнении воли Божией, служении ближним. Тайные подвиги служения ближним. Молитва о ближних - духовная милостыня.

Возможность достичь святости в миру, любым служением.

г) Задача преподавателя - привести детей к пониманию духовного смысла благотворения и милостыни (см. Поучения старца Макария Оптинского). Почему хлеб у Иулиании был вкуснее, чем у других? - потому что она подавала его с молитвой, и Бог, сделавший горькие воды сладкими (Исх. 15:23), сделал вкусным и хлеб из лебеды. Подаяние - только часть милостыни, и даже не имея ничего, мы можем подать милостыню духовную.

д) МИЛОСЕРДИЕ и МИЛОСТЫНЯ НИЩЕЛЮБИЕ

БЕСКОРЫТИЕ и КОРЫСТЬ (корысть и украсть - родственные слова)

БЕСКОРЫТИЕ и НЕСТЯЖАТЕЛЬНОСТЬ

а) ХРИСТИАНСКАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ (ПО ЕВАНГЕЛИЮ).

б) Мф.7:3-5; 12; Деян.15:29; Гал.6:1-10.

в) Справедливость - естественное требование нашей совести. Источник справедливости - правда Божия. Универсальность принципа справедливости. Отличие евангельской справедливости от мирской: строгость к себе, снисходительность к другим. Извращение справедливости ("двойной стандарт" - предпочтение себя другому, снисходительность к себе и требовательность к другому).

Милосердие Божие - не отмена справедливости, а долготерпение.

г) Дети должны понять, что христианская справедливость диаметрально противоположна "борьбе за свои права": она есть наше отношение к ближним в соответствии с заповедями, и не рассматривает их отношение к нам.

д) СПРАВЕДЛИВОСТЬ -с правдой

а) ХРИСТИАНСКОЕ МИЛОСЕРДИЕ. ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ МИРЛИКИЙСКОГО.

б) Ис. 58:6-11; Притч. 16:6; 14:21; Дан. 4:24; Лк. 6:36; 12:33; Иак. 2:13.

в) Милосердие - наше подражание Богу. Дела милосердия телесного и духовного.

Житие свт. Николая. Милосердие ко всем. Помощь иноверным.

г) Хорошо, если на занятии будет икона или изображение иконы Николая Чудотворца с житием: тогда рассказ о житии будет как бы исходить от иконы.

д) МИЛОСЕРДИЕ (милующее сердце)

а) ПОБЕЖДАТЬ ЗЛО ДОБРОМ (ПО ЕВАНГЕЛИЮ).

б) Лк.10:30-37; 13:6-9; Ин.10:32; 1 Кор.гл.13.

в) Немощь падшего человека. Бог -источник всякого добра. Обязанность побеждать зло добром означает обязанность прибегать к Богу за помощью. Притча о неплодной смоковнице.

Господь - совершенный образец для нас.

г) Притча о милосердном самарянине может быть использована на этом занятии. Иудеи гнушались самарянами как язычниками и не общались с ними, и все же милосердный самарянин помогает попавшему в беду иудею.

д) ДОЛГОТЕРПЕНИЕ НЕПАМЯТОЗЛОБИЕ

а) НЕХРИСТИАНСКАЯ МОРАЛЬ.

б) Пс. 126:1-2; Мф.5:46-47; 6:31-32; Рим.2:14.

в) Вне Бога нет блага. Нехристианские системы морали направлены не на благо, а на что-то иное (удовольствие или пользу). Бессмысленность морали, основанной на стремлении к удовольствию для себя (=эгоизм) или пользе, которая ограничена только земным, тленным: без Бога и Его благодати недостижимо даже это.

г) Занятие может быть построено как свободная беседа. Хорошо, если в конце ее дети "сами" придут к пониманию того, почему грешники предваряют законников в Царстве Божием.

д) НРАВСТВЕННОСТЬ (действие по нраву, по совести)

МОРАЛЬ (предписанные обществом нормы поведения)

ЭВДЕМОНИЗМ (стремление к наслаждению жизнью; eu - благой, daimon - демон, бес; бесовское добро)

УТИЛИТАРИЗМ (стремление к пользе: util - полезный)

а) ХРИСТИАНСКАЯ ЛЮБОВЬ (ПО ЕВАНГЕЛИЮ).

в) Бог есть любовь - 1 Ин.4:7-8.

Христианская любовь есть исполнение закона- Рим. 13:10.

Любовь к Богу - первая и большая из заповедей - Мф.22:37-38; Лк.23:46.

Христианская любовь - служащая и жертвенная - Ин.13:3.

Разные степени и виды любви:

к родителям - преимущественная - Мк.7:9-13; Мф.15:26; Лк.11:11-13,

к соотечественникам - Мф. 10:6 и др., к своим по вере и духу - Ин.17:9; Мф. 12:46-50,

любить ближнего как самого себя - Мф.22:39;Лк. 10:27,

любить своих врагов - Мф.5:44-48, любить и в себе образ Божий - Мф. 16:26.

г) Преподаватель раскрывает тему по предложенному выше плану, дети припоминают эпизоды из Евангелия. Для того, чтобы облегчить им задачу, названные стихи Евангелия можно выписать на карточки и раздать учащимся.

Другой вариант этого занятия - подготовить большой плакат с записью "гимна любви" Апостола Павла (1Кор. 13 гл.) и, пользуясь им, как планом, вспомнить, что именно такова любовь Христа к нам, и, следовательно, от нас требуется такая же любовь к ближним.

а) ХРИСТИАНСКАЯ ЛЮБОВЬ (ПО ЖИТИЯМ СВЯТЫХ).

г) К этому занятию и преподаватель, и лети должны хорошо подготовиться заранее. Можно ваять святых, чьи имена носят дети, и подготовить рассказы из их житий о любви к Богу и ближним. Преподаватель, обобщая рассказы детей, сможет подчеркнуть особенности христианской, евангельской любви и ее отличия от любви "естественной".

а) ХРИСТИАНСКАЯ СЕМЬЯ. ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНЫХ КИРИЛЛА И МАРИИ РАДОНЕЖСКИХ.

б) Еф. 5:25-34; Быт. 2:24; Мк. 10:8; 1 Петр. 3:1-7; 1 Кор.гл. 7; 1 Тим. 5:8.

в) Семья - богоучрежденный, нерасторжимый союз. Как создается христианская семья. Взаимные обязанности членов семьи. Семья - "малая Церковь".

Родители прп. Сергия. Их благочестие, нищелюбие, служение ближним. Их взаимная привязанность и единодушие. Плоды праведной жизни. Обязанности детей в отношении к родителям.

г) Можно вспомнить первое чудо Господа и увидеть его символический смысл: вода нашего неполного, ущербного существования претворяется в вино благословленной Богом полной, супружеской жизни. "Всякий в начале лучшее вино полагает. " - это о земной, мирской жизни; в Божием же Царствии "до конца сберегается хорошее". "Единство плоти" сохраняется, если есть единство духа, как у преподобных Кирилла и Марии.

Можно предложить детям вспомнить святые семьи в Ветхом и Новом Завете и затем перейти к рассказу о прп. Кирилле и Марии. Пусть дети сами расскажут, что знают о них из жития прп. Сергия. Нужно обратить внимание детей на глубину послушания прп. Сергия: он уходит из мира не после их пострига, а только после смерти.

д) СУПРУГИ (сопряженные, связанные)

а) ЛЮБОВЬ К БЛИЖНИМ И ЛЮБОВЬ К ОТЕЧЕСТВУ (ПО ЕВАНГЕЛИЮ).

б)Ин.15:13;Лк.8:10-21; 10:30-35; 13:34-35; Мк. 10:28-30; 1 Тим.гл.5.

в) Любовь к родным - естественное чувство и заповедь Божия. Любовь к ближним как "расширение" любви семейной. "Правильная" любовь к ближним - любовь ради Бога и в Боге. Жертвенная любовь к Отечеству - "душу за други". Примеры такой любви к своему народу в Священном Писании - Моисей, Апостол Павел. Высочайший пример - Господь.

г) Преподаватель может, продумав примерный план занятия, провести его как собеседование с Господом, - задавая вопросы и получая ответы из чтения Евангелия.

а) ХРИСТИАНСКАЯ ЛЮБОВЬ К ОТЕЧЕСТВУ. ЖИТИЕ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО.

б) Ин.15:13; Евр.11:10-25; Откр.21:2-23; Фил.3:20.

в) Любовь к земному отечеству ради Господа. Земное отечество и Небесный Иерусалим. Начало русского народа - в крещении. Основа жизни русского народа - соборность (Бог всегда на первом, а человек на втором месте). Русская государственность - державность - ответственное служение Богу в соборности.

Житие благоверного князя Александра Невского. Его благочестие, любовь к ближним. Княжение в Новгороде, помощь людям в бедствиях. Княжение как служение, власть как послушание. Победа над шведами. Небесная помощь (видение воина Пелгусия). Победа на Чудском озере. Безуспешные попытки римского епископа склонить князя на свою сторону. Поездка благоверного князя в Орду, его исповедничество. Успешное отстаивание интересов Отечества дипломатическими путями. Создание православной епархии в Орде. Последняя поеэлка в Орду. Постриг и кончина. Чудо при погребении. Чудеса блгв. Александра Невского.

г) Первая часть занятия - воспоминание--повторение предыдущей темы, введение понятий "соборность" и "державносгь". Вторая часть - рассказ о житии святого, при возможно большой активности детей.

а) ОБЩЕСТВЕННОЕ СЛУЖЕНИЕ ХРИСТИАНИНА. ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ИОСИФА ВОЛОЦКОГО.

б) Мф. 9:2; 25:34-40; Лк. 3:10-14; Иак. 1:27; 2:20-26; 1 Ин.2:3-6.

в) Необходимость деятельного служения ближнему как проявления любви.

Житие преподобного Иосифа. Любовь к родным, к другу. Многолетнее служение больному отцу. Любовь и деятельное служение братии. Неукоснительное служение всем нуждающимся. Подвижническое служение Церкви, создание монастыря, окормление всех приходящих. Проповедничество. Борьба с ересью.

г) Планом рассказа о преподобном Иосифе (как и о любом святом) может служить акафист ему: читаем стихи акафиста и поясняем их свидетельствами жития. Таким образом, как бы сама Церковь рассказывает детям о святом. Этот прием работы, кроме того, поможет преподавателю правильно отобрать материал для изложения.

а) ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ОТНОШЕНИИ К БОГУ. ЖИТИЕ ПРП. СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО.

б) Мф. 5:48; 6:24; 22:36-38; Мк. 11:15-17; Евр. 11:6; Фил. 4:4-9; Рим. 10:10.

в) Естественное и должное отношение человека к Богу - любовь. Исполнение заповедей первой скрижали - проявление любви к Богу. Вера - предписанная нам обязанность. Упование (надежда) - следствие и проявление веры. Праведность - плод веры.

Житие прп. Сергия. Соблюдение им всех заповедей - проявление любви к Богу. Явление Пресвятой Богородицы прп. Сергию, ее обетование обители. Чудеса, прижизненные и посмертные, Преподобного.

г) Как соотносятся дарованная человеку свобода и обязанности в отношении к Богу? - мы свободно выбираем жизнь с Богом и тем самым приемлем обязанности.

По словам архимандрита Петра (Кучера), преподобный Сергий - человек, в совершенстве выполнивший все обязанности христианина. Хорошо, если дети вынесут из этого занятия сознание того, что это возможно на земле: ведь окружающий нас нехристианский мир представляет заповеди Божий как идеальные, не выполнимые в жизни.

а) ОБЯЗАННОСТЬ БОГОПОЗНАНИЯ (ПО ЕВАНГЕЛИЮ).

б) Мф. 6:24; 7:15; 9:13; 10:37-40; 11:29-30; Ин. 8:32; 1 Ин.гл. 2,3; 5:20; Еф. 5:17.

в) Обязанность Богопознания вытекает из того, что Бог открывает нам Себя, и из нашей любви к Нему. Знать о Боге (книжное знание) - недостаточно. Знать Бога - опытное, сердечное знание - значит, жить по Евангелию. Обязанность распознавать лжепророков и не соблазняться.

Правильное Богомыслие - не обилие богословских знаний, а устремленность, свойство не ума, а души: обо всем мыслить в Боге.

д) БОГОПОЗНАНИЕ БОГОМЫСЛИЕ БОГОСЫНОВСТВО

а) МОЛИТВА. ПРП. СЕРАФИМ САРОВСКИЙ О МОЛИТВЕ.

б) Быт.20:17; Иов.42:7-8; 2 Макк.15:12-14; Лк.18:1-8; 22:32; 40-46; Рим.8:26-27; 15:30-31; 1Сол.5:17; Еф.6:18; Откр.5:8; 8:3-4.

в) Молитва - возношение ума и сердца к Богу. Бог приемлет наши молитвы и исполняет их ко благу. По молитве Авраама Бог исцелил Авимелеха. Иов - ходатай о своих друзьях. Праведники молятся за свой народ, за всех людей. Даже Апостол просил братию молиться о нем.

Св. Серафим учил молитве и словом, и подвигами своими:

о необходимости покаяния - три года столпничества;

о необходимости упраздниться от всех помыслов - многолетний затвор;

о необходимости непрестанной молитвы - наставления о молитве Иисусовой;

о разумном подходе, о посильности молитвенного правила - Серафимово правило.

Молитва - не цель, а средство стяжания благодати Святого Духа.

г) Примеры из Священного Писания могут заранее подготовить сами учащиеся. Преподаватель кратко излагает учение Церкви о молитве, дети приводят примеры. Затем - рассказ о прп. Серафиме, отрывки из его беседы можно зачитать. Хорошо, если занятие закончится не выводами, а общей молитвой.

а) МОЛИТВА ГОСПОДНЯ.

в) Отче наш. - Мф.5:48; 6:4; 23:9; Лк.12:30;Ин.16:27.

. иже еси на небесех. - Мф.5:48; 16:17.

. да святится имя Твое. - Мф.5:48; Ин.15:8; 14:13; 31.

. да приидет Царствие Твое. -Мф.13:38; 20:21; 26:29; Лк.7:28; 12:32; 22:30; Откр.3:20-21.

. да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. - Ин.5:17; 21; 36; 37.

. хлеб наш насущный. - Ин.6:32; 33; 35; 41; 50-51; 58; Мф.26:26; Мк.14:22; Лк.24:30.

. даждь нам днесь. - Мф.6:34.

. и остави нам долги наша. -Мф.6:14; Мк.2:10; 4:12; 11:25-26; Лк.5:24; Ин.20:33.

. якоже и мы оставляем должником нашим. -Мф.6:14-15; Лк.6:37; Мк.11:25-26.

. и не введи нас во искушение. -Мф.26:41; Мк.14:38; Лк.22:46; Евр.2:18; 4:15; 1 Кор.10:13; Иак.1:13-14; Гал.6:1.

. но избави нас от лукаваго. - 1 Кор.7:5; Лк.4:13; 1 Петр.1:6; 4:12; 2 Петр.2:9;0ткр.3:10.

г) Необходимо пояснить каждое прошение молитвы словами Евангелия, как бы получая разъяснение от Самого Господа.

а) О МОЛИТВЕ ПРАВИЛЬНОЙ И НЕПРАВИЛЬНОЙ. ПРИМЕРЫ БЛАГОДАТНОЙ ПОМОЩИ, ПОЛУЧАЕМОЙ ПО МОЛИТВЕ. МОЛИТВА К СВЯТЫМ.

б) Евр. 12:22-23; 1 Сол.5:17-25; Мк.11:24-2б;Лк.9:9-13;18:1;Иак.4:3.

в) Правильная молитва: с верою; из сокрушенного сердца; в чистоте помышлений и в страхе Божием; со вниманием; простив всех и примирившись со всеми; с участием тела (пост, поклоны).

Неправильная молитва: страстная, с разгорячением крови; "мечтательная", без смирения; без мирного духа; рассеянная, только устами.

г) Первая часть занятия - о молитве - повторение, дети смогут сами привести примеры. Вторая часть - о благодатной помощи Божией - может целиком состоять из рассказов детей (можно предложить подготовиться заранее), лучше всего по житиям. Можно прочитать молитвы тем святым, чьи имена носят дети.

д) ПРЕЛЕСТЬ (лесть - ложь; прелестник-лжец, диавол)

а) ЖИЗНЬ ХРИСТИАНИНА В ЦЕРКВИ.

б) Ин.3:1-21; 1Петр.1:13-21; 2Петр.2:9; Фил.3:12-14.

в) Условия нашего вхождения в Церковь и пребывания в ней названы Самим Господом в Его беседе с Никодимом: это крещение водою и Духом и вера в искупительную жертву Христа и жизнь по Христу. Во Христе - в теле Церкви - со всеми святыми.

д) БОГОУПОДОБЛЕНИЕ БОГОСЫНОВСТВО

а) ЖИЗНЬ СВЯТЫХ В БОГЕ. СВЯТЫЕ, В ЗЕМЛЕ РОССИЙСКОЙ ПРОСИЯВШИЕ.

б) Ин.15:14-15; 2 Фес.1:10-12; 1 Кор.З:21-4:5;Евр.11 и 12 гл.; Откр.14:13.

в) К святости призваны все. Плоды жизни в Боге: всецелое исполнение заповедей - совершенная добродетель - творение дел Божиих - Богосыновство.

Святые, в земле Российской просиявшие. Виды святости: равноапостольные, мученики, святители, преподобные, праведные, блаженные. Соборы святых. Примеры особой дружбы и взаимной помощи между святыми (святитель Алексий и преподобный Сергий; святитель Макарий и преподобный Александр Свирский; равноапостольные Мефодий и Кирилл, и др.)

В житии праведной Иулиании Лазаревской рассказано, как она, изнемогая, просила Бога прислать Чудотворца Николая, чтобы тот прогнал бесов, и ее просьба была исполнена.

г) Большую часть занятия можно посвятить рассказам о русских святых, которые подготовят сами дети: но хорошо познакомить детей со службой российским святым, по Цветной Триоди.

д) ПРОСЛАВЛЕНИЕ (слава святым от Бога)

КАНОНИЗАЦИЯ (канон - образец: святые - образцы для нас)

а) НОВОМУЧЕНИКИ РОССИЙСКИЕ. ПОДВИЖНИКИ 20 ВЕКА.

б) Откр.7:9-17; Евр. 11:32-40.

в) Можно попытаться рассказать кратко обо всех ново прославленных подвижниках, как бы наложив картину 20 века на картину 9 веков русской святости. Другой путь - рассказать о немногих, но подробно. Хорошо, если удастся найти видеоматериалы.

Источник:

otechnik.narod.ru

Основы христианской нравственности в городе Красноярск

В этом каталоге вы можете найти Основы христианской нравственности по доступной цене, сравнить цены, а также изучить иные предложения в группе товаров Книги. Ознакомиться с свойствами, ценами и рецензиями товара. Доставка осуществляется в любой город РФ, например: Красноярск, Омск, Улан-Удэ.