Каталог книг

Русские исторические предания

Перейти в магазин

Сравнить цены

Категория: Книги

Описание

Автор подробно останавливается на различных этапах формирования таких исторических преданий, как предания о борьбе с внешними врагами, об Иване IV Грозном и Петре I. Особые главы посвящены преданиям о вождях крестьянских восстаний Разине и Пугачеве. Подобные исторические предания, безусловно, имеют большое значение как исторический источник, особенно при изучении мировоззрения и социально-политических взглядов народных масс в различные эпохи.

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Русские исторические предания Русские исторические предания 250 р. bookvoed.ru В магазин >>
Д. Л. Мордовцев. Русские исторические женщины, Русские женщины нового времени, Два призрака, Д. Л. Мордовцев. Русские исторические женщины, Русские женщины нового времени, Два призрака, 297 р. bookvoed.ru В магазин >>
Кузнецов И. (сост.) Русские предания Кузнецов И. (сост.) Русские предания 401 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Михаил Николаевич Макаров Русские предания Михаил Николаевич Макаров Русские предания 0 р. litres.ru В магазин >>
Михаил Николаевич Макаров Русские предания Михаил Николаевич Макаров Русские предания 0 р. litres.ru В магазин >>
Русские предания Русские предания 339 р. ozon.ru В магазин >>
Русские предания Русские предания 427 р. labirint.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Исторические предания

Исторические предания

Для развития исторического знания необходимы письменность и достижение уровня общественной жизни, которому способствует развитие сознания. Однако первые письменные источники появились пять тысяч лет назад, а история человечества насчитывает миллионы лет. Каковы же были представления о прошлом до появления письменности? Некоторые данные об этом, безусловно, дают археология, этнография, фольклор и мифы различных народов.

Мифы тесно связаны с религией, но при этом мифология и религия – неидентичные явления. В мифах содержатся представления древних людей о космосе, сведения об обществе, о начале времен, о первопредках (демиургах – сверхъестественных существах, творцах всего сущего), о богах и героях. В целом, мифы складывались в период первобытнообщинного строя, что оказало на них влияние: человек еще не выделяется из общины, поэтому в мифах индивидуальными чертами наделены только боги и сверхъестественные существа. Люди же обладают лишь групповой индивидуальностью – великаны, карлики

и т. п. Миф был носителем социальной памяти поколений. В нем фиксировались особо важные общественные нормы и установления. В то же время миф, можно сказать, был первой историей и исторической памятью древних людей. Время мифотворчества – это время архаического сознания, для которого характерны следующие черты:

1) стремление объяснить явления природы и общественной жизни действием сверхъестественных сил богов и демонов – главных героев древних мифов;

2) идеологический синкретизм (от греч. «смешение», «соединение») – нерасчлененность представлений о природе и обществе, между искусством и религией, фантастичных объяснений и веры в реальность;

3) убежденность в том, что сверхъестественные существа являются вершителями истории, а люди – лишь игрушки в их руках.

На основе мифологии возникает героический эпос, что свидетельствует о переходе к более высокому уровню сознания, производства и знаний. Исследователи подразделяют героический эпос на архаический (догосударственный) и классический. В архаическом эпосе мифы и эпос тесно переплетаются между собой, например, и тут и там действуют чудовища – хозяева стихий. Но если в мифах человек покоряется стихии, то в эпосе типична борьба человека-богатыря с чудовищем и, как правило, герой всегда побеждает. Классический эпос («Илиада», «Одиссея», русские былины) формируется на этапе слияния союзов племен в народности, когда складываются государства, начинаются войны и нашествия завоевателей. В биографиях героев эпоса Востока и Запада отмечаются типологические совпадения: чудесное рождение, раннее проявление силы героев, их магическая неуязвимость, выбор и укрощение богатырского коня, добыча оружия и т. д. Содержание эпоса тоже меняется, появляются новые темы: потрясения, войны, порабощение народов. При всей неправдоподобности силы и могущества эпических богатырей их подвиги символизируют действительную борьбу народа с иноземными врагами. Характерной чертой классического эпоса является патриотизм, который проявляется в любви к роду, своему народу, своей земле. Произведения героического эпоса, возникшие на стадии военной демократии, сохранили присущие этой эпохе патриархальные отношения между предводителями союзов племен, царями ранних государственных образований и народом (например, совместные пиры, разногласия между героями эпоса и их князьями, царями или королями).

На основе родоплеменных сказаний появляются первые исторические предания об основателях династий и об образовании государств, вымышленные персонажи сменяются историческими, например рассказ о смерти князя Олега от укуса змеи, рассказы о мести княгини Ольги древлянам, записанные впоследствии русскими летописцами. Из всех жанров фольклора исторические предания теснее остальных примыкают к собственно историческим произведениям.

Источник:

sdamzavas.net

Русские исторические предания

2. Фольклорные формы преемственности исторической памяти народа: исторические песни, предания

От 14 века запечатлелись: "Щелкан Дудентьевич"( 1327). Главное в ней: хулительное начало, моральное осуждение врага. И.п. должны поддерживать дух народа. «Щелкан Дудентьевич» это единственное произведение устного народного творчества, полностью посвященное не герою, а антигерою, одной из самых зловещих фигур как в русском эпосе, так и в русской истории. Во-вторых, песня о нем,– самая древняя из сохранившихся народных исторических песен, отразивших борьбу с иноземным игом. И в-третьих, «Щелкан Дудентьевич», как никакое другое фольклорное произведение, отражает вполне конкретное историческое событие – знаменитое Тверское восстание 1327 года против татарского баскака Чулхана. Совпадений здесь несколько: это и сам факт восстания в Твери, и расправа с ордынским «даругой» (сборщиком дани), и полное совпадение имен фольклорного героя и исторической личности.

предания о заселении и освоении края, о выборе места для послеления(обряд замурования в стену человека)

предания об аборигенах края(Чудь 9-10 век)

Персонажи преданий: в основе представление о тотемном предке: антропоморфный с зооморфным элементом. (Зевс с орлом), вождь-царь,герой предания.

Проблема географического распространения былин. Былины записывались в Поволжье, на Севере и Юге России, Сибирь-на Алтае, В Забайкалье. Былины сохранились там, где русское население продолжало вступать в контакты с другими этносами. Былина-способ сохранения национального самосознания. Отстутствие былин у украинцев и белоруссов. «Новгородская теория»-этническое пограничье как фактор, способствующий сохранению былинной традиции.

Проблема происхождения былин. Теория аристократического происхождения былин. Былины складывались в среде дружины. Именно они вложили государственную идею, а потом скоморохи., потом былины спустились в кресьянские низы и немного переосмыслились и испортились.

Проблема историзма былин.

Историческая школа- Миллера. Ален Марков, Соколовы в наше время Селиванов, Рыбаков. Они считают, что за большинством персонажей кроются прототипы. Ученые сопоставляют летописи и былины. Былина-отражение реальных событий. Например, Князь Владимир прототип Добрыня Никитич. Илья Муромец как прототип мощей Святого Ильи Муромца в Киево-Печерской Лавре. Прототип для Садко-некий Садко в Новгороде в 1167 году. Историческая песня-былина, обрастающая эпическими мотивами.

Миф, где складываются основные принципы

До государственный эпос.

Сущность, формы, функции исторического знания. История России – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом.

Понятие историографии. Зарождение исторической науки на Востоке и Западе. Первые исторические труды

Проблема исторической памяти (ответственность за горькие и страшные последствия прошлого)

Информацию в ячейки памяти можно записывать и считывать. Считывание информации из ячейки памяти не нарушает содержимого последней.

Цель дисциплины «Вспомогательные исторические дисциплины» сформировать целостное профессиональное понимание процессов и явлений.

В виде повествовательного предложения: Данный текст посвящён проблеме исторической памяти

Цель: сохранение исторической памяти о событиях ВОВ и личных подвигах ветеранов с использованием икт

История как наука. Вспомогательные исторические дисциплины. Этапы развития отечественной исторической науки. Русские историки

Популяризация авторской песни в регионе, фестивали авторской песни в муниципальных образованиях, концерты молодежных лидеров авторской.

Эти верования и представления играли в их жизни очень важную роль: они были своеобразным выражением и хранением исторической памяти.

Источник:

userdocs.ru

Исторические предания - СКАЗАНИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ - Сто Великих мифов и легенд - Мифы легенды

Mif-legenda Исторические предания

Исторические предания — особый вид устного народно-поэтического творчества.

По мнению исследователей, исторические предания относятся к одному из первоначальных видов словесного творчества. Наиболее древней формой исторических преданий были родо-племенные сказания о первопредках рода, о переселении племени, о его вождях и героях. Цель таких сказаний — закрепить и сохранить для потомков память о наиболее важных событиях в жизни рода и племени.

С возникновением письменности исторические предания о давних временах стали включаться в летописи. Пересказывая эти предания, летописцы обычно отмечают их изустный, легендарный характер.

В исторических преданиях история представлена с точки зрения народа, в них запечатлелась не только народная память о конкретных исторических событиях, но и отношение к ним, отразились народные идеалы.

Наряду с реальной основой в исторических преданиях почти всегда присутствует доля вымысла, но, по словам В.К. Соколовой, автора монографии «Русские исторические предания», «вымысел, точнее домысел (…) не противоречит исторической правде, а способствует обобщению действительности, выявлению в ней наиболее существенного, «типического».

84. ОСНОВАНИЕ КИЕВА

Археологические раскопки, проводившиеся на территории Киева в XIX–XX веках, показали, что уже во II веке нашей эры там существовали три поселения, впоследствии слившиеся воедино.

В летописях, составленных в XII веке, приводится рассказ о легендарных основателях Киева. Рассказ этот очень краток: «И были три брата: один по имени Кий, другой — Щек, и третий — Хорив, а сестра их была Лыбедь. Сидел Кий на гаре, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозывается по нему Хоревицей. И построили городок во имя старшего своего брата, и назвали его Киев».

Младшие братья и сестра, по мнению большинства исследователей, являются чисто легендарными персонажами, вымышленными для того, чтобы объяснить названия холмов Щековица и Хоревица и реки Лыбедь. Старший же брат, Кий, вероятно, является личностью исторической.

Академик Б.А. Рыбаков пишет: «Ярко выраженная притяжательная форма названия города Киева («город Кия», «Киев город») заставляет допустить существование человека по имени Кий, владевшего этим городом или построившим его».

Рассказ об основании Киева повторяется почти без изменений в двух летописях — Киевской, известной под названием «Повесть временных лет», и Новгородской. Разница лишь в датировке. Киевский летописец Нестор относит время основания города к VII веку, а новгородский — к IX веку.

Киев и Новгород издавна соперничали между собой. Поэтому новгородский летописец указывает более позднюю дату, не желая признавать, что Киев древнее Новгорода. Кроме того, он не признает Кия князем, а, ссылаясь на народную молву, называет его лодочником, державшим перевоз через Днепр.

Нестор вступает в полемику с новгородским летописцем и в свою летопись включает дополнительное разъяснение: «Некоторые же, не зная, говорят, что Кий был перевозчиком: был де тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, оттого и говорили: «На перевоз на Киев». Однако, если бы Кий был перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду. А между тем Кий этот княжил в роде своем и ходил он к царю, — не знаем только, к какому царю, но только знаем, что великие почести воздал ему (…) тот царь».

В этом разъяснении Нестор сообщает новые, очень важные сведения: Царь-градом тогда на Руси называли столицу Византии Константинополь, а царем — византийского императора, значит, Кий посетил Византию и был с почетом принят императором. Б.А. Рыбаков, сопоставив эти сведения с другими летописными данными, выдвинул убедительную гипотезу о времени, к которому относится деятельность Кия. Рыбаков пишет: «Это сказание (…) очень хорошо укладывается в историческую действительность VI века».

Имя Кий, возможно, означает «кузнец». Исследователи славянской мифологии В.В. Иванов и В.Н. Топоров отождествляют Кия с героем древнего предания о создании Змиевых валов — земляных укреплений, протянувшихся вдоль Днепра на сотни километров. Их происхождение и время возведения не установлены. В эпоху Киевской Руси они служили оборонной линией против печенегов.

Предание гласит, что в стародавние времена прилетел из-за моря крылатый змей — и стал пожирать людей. Гибли люди, «как трава под ногами скота, как просо на солнце».

Кузнец — «Божий коваль» — победил змея, запряг его в плуг — и пропахал борозду до самого моря. Борозда, заполнившаяся водой, стала Днепром, а вывороченная земля — Змиевыми валами, существующими и поныне.

Образ кузнеца-змееборца восходит к славянскому богу огня, покровителю кузнечного ремесла Сварогу, и можно утверждать, что легенда об основании Киева имеет не только исторические, но и более глубокие — мифологические — корни.

Долина между реками Тигр и Евфрат в истории известна под греческим названием Месопотамия, что значит Междуречье. Здесь возникла цивилизация, которую большинство ученых считают самой древней на Зем .

Библия — собрание священных книг иудаизма и христианства. Она состоит из двух частей — Ветхого и Нового Заветов. Слово «завет» в Библии употребляется в значении «союз», «договор» «Библейская энцик .

Источник:

www.mif-legenda.ru

100 Великих мифов и легенд: Муравьёва Татьяна: Страница - 1: Читать онлайн бесплатно

Русские исторические предания

ДЕТЕКТИВЫ И БОЕВИКИ

Последние отзывы Поедательницы пирожных

Понравилась ничего лишнего из болтовни.Скучной не могу назвать,настоящий детектив. >>>>>

Свидание вслепую

Очень позитивно, и мотивирует! Конечно, все понятно было с самого начала, никакой интриги. Но зато никаких. >>>>>

100 Великих мифов и легенд

Мифы и сказания разных народов мира на протяжении многих веков передавались из поколения в поколение, развивались, усложнялись, совершенствовались, вбирая в себя коллективный опыт человечества и отражая его представления о миропорядке, нравственности и красоте.

Слово «миф» греческого происхождения, оно означает «повествование». Мифами принято называть фантастические повествования, основанные на религиозных верованиях, в которых рассказывается о богах, сотворении мира, «начале всех вещей».

Отличительное свойство мифов, по мнению большинства исследователей, заключается в том, что они создавались и бытовали в то время, когда все рассказанное в них воспринималось как безусловная истина.

Среди ученых единого мнения относительно возникновения и сущности мифов нет. Существует множество теорий, в которых мифы истолковываются как символическое изображение природных явлений, как воспоминание об исторических событиях, как магические тексты, сопровождающие обряды, как отражение процессов, происходящих в человеческой психике.

Как бы там ни было, но сила эмоционального воздействия мифов на человека бесспорна. Уже многие века мифологические образы влияют на развитие культуры и искусства разных стран, являются одним из источников вдохновения поэтов, художников, композиторов.

Действие в мифах происходит в давние — «изначальные» — времена. Это не просто отдаленная эпоха, а особое «правремя», не поддающееся обычному хронологическому определению.

Что касается сюжетов, которые относятся к реальному, обозримому, хотя и давно прошедшему времени, то они становятся объектом уже не мифов, а сказаний. (Впрочем, отзвуки мифологических образов и представлений довольно часто встречаются и в сказаниях.) Сказания обычно подразделяют на эпос, легенды и предания. К эпосу относятся сказания преимущественно героического характера; в легендах обязательно присутствуют фантастические, сверхъестественные мотивы; предания — более реалистичны и часто основаны на действительных событиях. Однако деление это достаточно условно, поскольку эпос может включать в себя фантастический элемент, предание — быть героическим, а легенда — иметь под собой реальную основу.

В мифах и сказаниях разных народов часто встречаются схожие сюжеты, образы, ситуации — «бродячие», как определяют их литературоведы сравнительно- исторического направления. О причине этого явления среди ученых существуют разные мнения: одни объясняют это взаимопроникновением культур и заимствованиями, другие — общностью происхождения и параллельностью развития всех народов мира.

Сюжеты многих народных сказаний и мифов называют «вечными». Они созвучны любой эпохе, интересны людям разного возраста, социального положения, образования. Каждый находит в них что-то важное для себя. Они удовлетворяют и детскую любознательность, и юношескую жажду романтического и чудесного, и стремление зрелого человека приобщиться к общечеловеческой мудрости.

Лучшие мифы и сказания заключают в себе глубокий философский смысл, хранят историческую память народа, обладают занимательностью сюжета, красотой и поэтичностью образов, то есть являются источником познания, дают пищу для размышлений, будят воображение и дарят эстетическое наслаждение.

Мифы и сказания разных народов ярко отражают национальные особенности, характер, быт и нравы, но главная их суть-стремление к добру и справедливости, общее для всего человечества.

Долина между реками Тигр и Евфрат в истории известна под греческим названием Месопотамия, что значит Междуречье. Здесь возникла цивилизация, которую большинство ученых считают самой древней на Земле.

В конце IV тысячелетия до н. э. в южной части Междуречья поселились племена шумеров. Они построили города, основали государственную систему и создали высокоразвитую культуру. Крупный английский ученый-археолог XX века Чарльз Вулли писал: «Если судить о заслугах людей только по достигнутым ими результатам, то шумерам по праву должно здесь принадлежать почетное, а может быть, и выдающееся место. Если же учитывать и воздействие, которое они оказали на последующее развитие истории, то этот народ вполне заслуживает еще более высокой оценки».

Все книги на нашем сайте предоставены для ознакомления и защищены авторским правом

Источник:

book-online.com.ua

Русские исторические предания

Предания

Жанровые признаки и определение. Собирание и изучение. Историзм. Тематические группы. Топонимические и исторические предания. Циклизация. Художественное своеобразие преданий.

Общепринятое определение этого жанра пока еще не выработано, однако жанровые признаки преданий не вызывают на сегодняшний день сомнений. Предания сохраняют память о событиях и деятелях национальной истории. Это передаваемая из поколения в поколение устная народная летопись – широко известные в народе устные эпические рассказы в прозе. Речь в них идет о давно минувших, но реальных исторических событиях и деятелях истории, дающие оценку событиям прошлого. Когда-то предания выполняли общественно важную роль достоверного исторического источника, так как ссылались на рассказы участников и очевидцев реальных событий, хотя сам повествователь никогда не выступал участником или свидетелем событий, ибо речь всегда шла не о близком, а о далеком, прошлом.

Собирание и изучение русских народных преданий не велось систематически. Самые древние предания были записаны в летописях. Летописцы охотно включали предания в состав летописей: в древнейшей русской летописи, «Повести временных лет. », мы найдем исторические предания о киевских князьях, о борьбе с врагами Руси, а также предания о расселении славян, о происхождении названий племен, городов, селений, курганов и т.д.

Первым сводным сборником преданий была книга М.Н. Макарова «Русские предания» в 3-х частях (Пб, 1838-1840). В начале ХХ в. предания публиковались в основном в журналах («Исторический вестник», «Русский архив», «Беседа», «Живая старина», «Сибирская живая старина», «Этнографическое обозрение») и помещались в сборниках сказок, например, в сборнике Д.Н. Садовникова «Сказки и предания Самарского края» (1884).

В советский период началось изучение преданий. Среди наиболее важных следует отметить следующие работы. Это статьи С.Н. Азбелева «Летописание и фольклор» (в кн.: Русский фольклор. М.-Л., 1963, вып. 8), К.В. Чистова «О сюжетном составе народных преданий и легенд» (в кн.: История, культура, фольклор и этнография славянских народов. VI Международный съезд славистов. М., 1968). Появляются работы регионального значения: А.И. Лазарев «Предания рабочего Урала как художественное явление» (Челябинск, 1970), В.П. Кругляшова «Жанры несказочной прозы уральского горнозаводского фольклора» (Свердловск, 1974).

Особенно следует отметить работу В.К. Соколовой «О некоторых типах исторических преданий. (К проблеме жанрового своеобразия.)» (в кн.: История, культура, фольклор и этнография славянских народов. VI Международный съезд славистов. М., 1968). Это первая работа, в которой обстоятельно рассмотрены сюжеты, дана классификация типов преданий.

По сути, все предания историчны, ибо в их основе чаще всего лежат рассказы свидетелей или людей, которые якобы слышали об этом непосредственно от очевидцев, в них правдиво и ярко освещаются подлинные исторические факты, иногда точно указывается время и место событий. Это не означает, что предания документально достоверно изображают исторические события. Они передавались от поколения к поколению в устной форме. Поэтому со временем, по мере отдаления от изображаемых событий, историческая точность ослабевала, сводилась до минимума, появлялся художественный вымысел, который не противоречил исторической правде, а способствовал выявлению наиболее существенного, типического.

Древнейшие русские народные предания дошли до нас в изложении летописцев. Это рассказы о древних славянских племенах, об их родоначальниках (например, Радим и Вятко, от которых пошли радимичи и вятичи), о соседях славян: о великанах обрах, которых Бог истребил с лица земли за их жестокость. Записаны рассказы о хазарах, которые когда-то брали дань у полян. Древние предания рассказывают о первых русских князьях: о Вещем Олеге, о мести древлянам Ольгой за смерть Игоря, о сватовстве Владимира к Рогнеде. Немало преданий о борьбе русских племен с кочевниками (о Никите Кожемяке, об осаде Белгорода печенегами), с татаро-монголами (о Куликовской битве).

В преданиях XVI-XVII вв. выделяются три цикла: об Иване Грозном, о Ермаке и о Степане Разине. Среди преданий о Грозном наиболее популярны рассказы о казанском походе и о насыпанных курганах. Есть предания о справедливости Грозного, его общении с крестьянами, к которым он ходит в гости, крестит их детей. В то же время он жесток с воеводами и боярами.

В преданиях о Ермаке он выступает то донским казаком, то волжским бурлаком, то разбойником с Камы. Основной сюжет преданий о нем – поход в Сибирь. Ермак предлагает товарищам заслужить прощение царя. В преданиях рассказывается о победах Ермака в Сибири и о его гибели.

В преданиях о Степане Разине он изображается как народный вожак. Основные сюжеты преданий о нем близки к историческим песням. Это предания о взятии Астрахани, о расправе с воеводой, о походе в Персию. Разинский цикл преданий отличается развитием фантастических мотивов. Общий план изображения исторических событий и обрисовка личности Разина довольно реалистичны, но в них немало отступлений от исторической правды, очень развиты фантастические мотивы и мотивы волшебства.

В преданиях народ наделил Разина чудесными качествами: его не берут пули, не держат оковы. Чтобы бежать из тюрьмы, он нарисовал на стене лодку, плеснул на нее воду из кружки – заплескались волны, и лодка поплыла, унося Разина и его сподвижников. В преданиях разинского цикла появляется социальная проблематика: к нему идут люди со всех концов: беглые, крестьяне, беднота. Он заботится о них и раздает имущество, отобранное у купцов и помещиков.

В преданиях XVIII-XIX вв. можно отметить циклы о Пугачеве, Петре I, о войне 1812 года. В цикле преданий о Пугачеве отразилась социальная борьба русского крестьянства в 70-е гг. XVIII в. Пугачев представлен в них как «справедливый царь». Он защищает народ от угнетения, ему поставляют оружие, одежду и провиант.

Тема «справедливого царя» продолжает развиваться в преданиях о Петре I. Образ царя больше раскрывается в бытовом плане: о встрече с мастерами, «работными» людьми. Он не отстает от них в работе, стремится перенять их мастерство, помериться с ними силой и сноровкой. Особенно неравнодушен Петр к кузнечному ремеслу, в некоторых преданиях даже утверждается, что «он сам кузнец был».

В преданиях о Суворове, любимом полководце солдат, рисуется образ замечательного военачальника, его победы и героическое поведение во время сражений («Суворов и солдаты», «В альпийском походе»). В ряде преданий он изображается как простой, веселый, остроумный человек. Популярны были также предания об атамане Платове. Он представлен как простой казак, смелый и отважный в бою, показывающий пример другим.

Соотношение факта и вымысла в преданиях бывает разное. В некоторых текстах исторические события передаются с достаточной точностью. В других фактичное лишь имя центрального персонажа или упоминание о действительном событии, с которым связывается содержание, а сам эпизод, о котором рассказывается, бывает целиком вымышленным и даже наполненным фантастическими элементами.

Предание – эпический, т.е. повествовательный, сюжетный жанр, но обычно сюжет не выстраивается, как в сказке, в сложную цепь событий из ряда эпизодов, а строится на одном ярком и необычном сюжетном эпизоде, в центре которого находится основной герой, и вокруг него концентрируются все события. Хотя предание не имеет строгой устойчивой формы построения произведения, оно не лишено внутренней структуры, определенной организации изложения материала.

В центре сюжета всегда какой-то эпизод, основной герой, которые скрепляют все произведение. Повествование организовано так, что и сюжет, выразительные средства подчинены раскрытию идеи или характеристике персонажа. Большинство преданий – это небольшие по размеру произведения, состоящие из одного законченного эпизода. Но, несмотря на это герои преданий изображаются довольно рельефно. Рассказчики подмечают индивидуальные особенности характера персонажей, самобытность их внешнего облика, одежды.

Для преданий характерна циклизация, т.е. объединение групп произведений вокруг какого-либо исторического события или персонажа, который в каждом отдельном произведении характеризуется с одной, но наиболее важной стороны характера. Цикл более полно раскрывает образ героя, нежели любое отдельно взятое предание.

Художественные приемы, используемые в предании, определяются их основной функцией – информативностью, познавательностью. Чтобы убедить слушателя в достоверности изображаемого, рассказчик приводит доказательства, чаще всего ссылки на старых людей, которые рассказывали об этих событиях. Достоверность преданий может подтверждаться указанием на какой-то объект (вот место, где зарыт клад, вот камень, где сидел Степан Разин), на особенности рельефа местности (на этом месте его похоронили и насыпали курган) или какие-то приметные старинные сооружения. В повествовании обычно используется форма рассказа от третьего лица, хотя рассказчик может давать прямую оценку событий.

Среди преданий ученые выделяют две большие тематические группы: исторические предания о памятных событиях и выдающихся исторических деятелях и топонимические предания об основании городов, о происхождении географических названий. С историческими преданиями они связаны тем, что часто прикреплены к историческим событиям и лицам. Уже в древних русских преданиях есть рассказы о расселении славянских племен, об основании городов, например, города Киева тремя братьями – Кием, Щеком и Хоривом и сестрой их Лыбедью.

К топонимическим преданиям относятся рассказы о происхождении курганов, связанные с Иваном Грозным и Разиным. С ними же связаны предания, объясняющие названия местностей. Например, около г. Алатыря есть местность Царь-Конь. Это название объяснялось тем, что у Грозного там пал конь. Название «Думные горы» в Поволжье объясняют тем, что там Разин устраивал думы-совещания со своими атаманами.

studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2018 год. (0.007 с) .

Источник:

studopedia.org

Русские исторические предания в городе Магнитогорск

В этом каталоге вы сможете найти Русские исторические предания по доступной стоимости, сравнить цены, а также изучить другие предложения в группе товаров Книги. Ознакомиться с параметрами, ценами и обзорами товара. Транспортировка может производится в любой город РФ, например: Магнитогорск, Краснодар, Брянск.