Каталог книг

Шарден Т. Феномен человека

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Шарден Т. Феномен человека Божественная среда Шарден Т. Феномен человека Божественная среда 336 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Шарден Т. Феномен человека Шарден Т. Феномен человека 138 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Том Батлер-Боудон Феномен человека. Пьер Тейяр де Шарден (обзор) Том Батлер-Боудон Феномен человека. Пьер Тейяр де Шарден (обзор) 39 р. litres.ru В магазин >>
Сидорина Т., Полянников Т., Филатов В. Феномен свободы в условиях глобализации Сидорина Т., Полянников Т., Филатов В. Феномен свободы в условиях глобализации 216 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Кагарманова Н. Феномен человека в западном познании. Синергетическая модель человека Кагарманова Н. Феномен человека в западном познании. Синергетическая модель человека 462 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Т. Ю. Сидорина, Т. Л. Полянников, В. П. Филатов Феномен свободы в условиях глобализации Т. Ю. Сидорина, Т. Л. Полянников, В. П. Филатов Феномен свободы в условиях глобализации 224 р. ozon.ru В магазин >>
Федотова Е. Шарден Федотова Е. Шарден 210 р. chitai-gorod.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Шарден Т. Феномен человека

Шарден Т. Феномен человека

Тейяр де Шарден воспитанник католической церкви. Он крупный ученый в области археоглогии в Китае. Т.д.Ш. - эволюционист. В основе эволюц. Мира лежит ткань универсума. Здесь лежит в основе 2 вида энергии - тангенциальная (обычная, физическая) энергия, радиальная (обеспечив развитие мира, эволюцию). Он один из первых проводит мысль о том, что человек - это ступень ткани к универсуму. Т.д.Ш. заявляет, что человечество является ступенью движения к точке омега (пути к сверхжизни). Он трактует его так - это Христос, который находится не впереди, а сзади.

Цель данной работы - увидеть человека.

Мы вынуждены рассматривать человека как ключ универсума по двум причинам, которые делают его центром мира. Прежде всего субъективно, для самих себя, мы неизбежно - центр перспективы.

То, что наблюдатель, куда бы он ни шел, переносит с собой центр проходимой им местности, - это довольно банальное и, можно сказать, независимое от него явление. Но что происходит с прогуливающимся человеком, если он случайно попадает в естественно выгодную точку (пересечение дорог или долин), откуда не только взгляды, но и сами вещи расходятся в разные стороны? Тогда субъективная точка зрения совпадает с объективным расположением вещей, и восприятие обретает всю свою полноту. Местность расшифровывается и озаряется. Человек видит. Именно в этом, по-видимому, заключается преимущество человеческого познания.

Не нужно быть человеком, чтобы заметить, как предметы и силы располагаются "кружком" вокруг себя. Все животные воспринимают это так же, как мы сами. Но только человек занимает такое положение в природе, при котором это схождение линий является не просто видимым, а структурным. Эта работа Шардена посвящена доказательству и исследованию этого явления.

Центр перспективы - человек, одновременно центр конструирования универсума. Поэтому к нему следует в конечном итоге сводить всю науку. И это столь же необходимо, сколь и выгодно.

Человеку, чтобы открыть до конца человека, был необходим целый ряд "чувств", постепенное приобретение которых заполняет и членит саму историю борьбы духа.

Человек не может полностью видеть ни себя вне человечества, ни человечество - вне жизни, ни жизнь - вне универсума. Отсюда основные разделы данного труда: преджизнь, жизнь, мысль - эти три события чертят в прошлом и определяют на будущее (сверхжизнь!) одну и ту же траекторию - кривую феномена человека. В разделе Молодая Земля рассматривается гипотеза появления нашей планеты, структура земли.

Человек - не статический центр мира, как он долго полагал, а ось и вершина эволюции, стремления к жизни, что много прекраснее.

Человек сделан из ткани Универсума (Космоса).

В один прекрасный момент, по прошествии достаточно длительного времени в этих же самых водах, в отдельных местах начали кишеть малюсенькие существа. Из этого первоначального кишения вышла удивительная масса организованной материи, сложный войлок которой образует ныне последнюю (или, вернее, предпоследнюю) оболочку нашей планеты - биосферу. Как это произошло мы вероятно не узнаем.

Жизнь начинается с клетки. Далее автор рассматривает процесс зарождения и дальнейшее развитие клетки, революции, происходящие на этих этапах. Рассматривает состояние окружающей среды. Далее идут разделы по самоорганизации и самовоспроизведению жизни, а также ее распространению по Земле. Рисует Древо жизни от простейших и до человека. Составляет таблицу развития жизни на Земле от пермского периода и до наших дней. Показывает последовательное развитие животных на планете.

В главе Мысль - возникновение мысли у человека (сознания).

С критическим переходом к рефлексии раскрывается лишь следующий член ряда. Психогенез привел нас к человеку. Теперь психогенез стушевывается, он сменяется и поглощается более высокой функцией - вначале зарождением, затем последующим развитием духа - ноогенезом. Когда в живом существе инстинкт впервые увидел себя в собственном зеркале, весь мир поднялся на одну ступень.

Признав и выделив в истории эволюции новую эру ноогенеза, мы соответственно вынуждены в величественном соединении земных оболочек выделить пропорциональную данному процессу опору, то есть еще одну пленку. Вокруг искры первых рефлектирующих сознаний стал разгораться огонь. Точка горения расширилась. Огонь распространился все дальше и дальше. В конечном итоге пламя охватило всю планету. Только одно истолкование, только одно название в состоянии выразить этот великий феномен - ноосфера. Столь же обширная, но, как увидим, значительно более цельная, чем все предшествующие покровы, она действительно новый покров, "мыслящий пласт", который, зародившись в конце третичного периода, разворачивается с тех пор над миром растений и животных - вне биосферы и над ней. Все ценное, все активное, все прогрессивное, с самого начала содержавшееся в космическом лоскуте, из которого вышел наш мир, теперь сконцентрировано в "короне" ноосферы.

Человечество, побуждаемое смутным инстинктом, стремится выйти за узкие пределы места своего возникновения и расселиться по всей Земле. Мысль становится множеством, чтобы завоевать все обитаемое пространство поверх любой другой формы жизни. Другими словами, дух ткет и развертывает покров ноосферы.

В настоящий момент мы переживаем период изменения эры. Эра промышленности. Эра нефти, электричества и атома. Эра машины. Эра крупных коллективов и науки. Будущее даст более подходящее название той эре, в которую мы вступаем. Термин не играет роли. Напротив, имеет значение то, что мы имеем возможность сказать, что ценой наших лишений в нас самих и вокруг нас делается еще один, решающий шаг жизни.

Сверхчеловек - будущее - проблема обезличивания, расизма: Сверхчеловек должен расти, как всякий другой стебель, из одной почки человечества.

Эволюция может завершиться на Земле, лишь проходя через точку разъединения. Конец света - космический катаклизм. Космическая катастрофа, биологический распад, или попросту приостановка роста, или постарение - все эти пессимистические картины последних дней Земли имеют то общее, что их создатели без поправок переносят на всю жизнь особенности и условия умирания отдельных индивидуумов, как ее элементов. Разбитость, болезни и дряхлость. Такова смерть человека, такова и смерть человечества.

Начиная со ступени мышления, благодаря удивительным возможностям "искусственного", которое, отделяя орудие от органа, позволяет одному и тому же существу усиливать и бесконечно разнообразить формы своего действия, ничего не теряя в своей свободе, благодаря вместе с тем чудесной способности мысли сближать и комбинировать в одном и том же сознательном усилии все человеческие частицы мы вступили в совершенно новую область эволюции. В самом деле, если изучение прошлого и позволяет нам сделать некоторую оценку ресурсов, которыми обладает организованная материя в рассеянном состоянии, то мы еще не имеем никакого понятия о возможной величине "ноосферной" мощности. Резонанс человеческих колебаний в миллионы раз! Целый покров сознания, одновременно давящий на будущность! Коллективный и суммированный продукт миллионов лет мышления!

Феномен человека - состоит в рассмотрении жизни как универсальной функции космического разряда.

Источник:

filosofiya2004.narod.ru

Шарден Т. Феномен человека

Шарден Т. Феномен человека

П. ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН. ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА

Мысль. Возникновение мысли

С чисто позитивистской точки зрения человек - самый таинст­венный и сбивающий с толку исследователей объект науки. И сле­дует признать, что в своих изображениях универсума наука дейст­вительно еще не нашла ему места. Физике удалось временно очер­тить мир атома. Биология сумела навести некоторый порядок в конструкциях жизни. Опираясь на физику и биологию, антрополо­гия в свою очередь кое-как объясняет структуру человеческого тела и некоторые механизмы его физиологии. Но полученный при объе­динении всех этих черт портрет явно не соответствует действитель­ности. Человек в том виде, каким его удается воспроизвести сего­дняшней науке, - животное, подобное другим. По своей анатомии он так мало отличается от человекообразных обезьян, что совре­менные классификации зоологии, возвращаясь к позициям Линнея, помещают его вместе с ними, в одно и то же семейство гоминоидных. Но если судить по биологическим результатам его появления, то не представляет ли он собой как раз нечто совершенно иное?

Ничтожный морфологический скачок и вместе с тем невероят­ное потрясение сфер жизни - в этом весь парадокс человека. По­этому совершенно очевидно, что в своих реконструкциях мира нынешняя наука пренебрегает существенным фактором, или, лучше сказать, целым измерением универсума.

Для окончательного решения вопроса о «превосходстве» чело­века над животными (его необходимо решить в интересах этики жизни, так же как в интересах чистого знания. ) я вижу только одно средство - решительно устранить из совокупности человече­ских поступков все второстепенные и двусмысленные проявления внутренней активности и рассмотреть центральный феномен - реф­лексию.

С точки зрения, которой мы придерживаемся, рефлексия - это приобретенная сознанием способность сосредоточиться на самом себе и овладеть самим собой как предметом, обладающим своей специфической устойчивостью и своим специфическим значени­ем, - способность уже не просто познавать, а познавать самого себя; не просто знать, а знать, что знаешь. Путем этой индивидуа­лизации самого себя внутри себя живой элемент, до того распы­ленный и разделенный в смутном кругу восприятии и действий, впервые превратился в точечный центр, в котором все представ­ления и опыт связываются и скрепляются в единое целое, осоз­нающее свою организацию.

Каковы же последствия подобного превращения? Они необъ­ятны, и мы их так же ясно видим в природе, как любой из фактов, зарегистрированных физикой или астрономией. Рефлектирующее существо в силу самого сосредоточивания на самом себе внезапно становится способным развиваться в новой сфере. В действитель­ности это возникновение нового мира. Абстракция, логика, обду­манный выбор и изобретательность, математика, искусство, рас­считанное восприятие пространства и длительности, тревоги и мечтания любви. Вся эта деятельность внутренней жизни - не что иное, как возбуждение вновь образованного центра, воспламеняю­щегося в самом себе.

И вот мы прямо перед тем, чего ожидали. Представляя собой возрастание сознания, жизнь не могла бесконечно продвигаться вперед по своей линии, не преобразуясь в глубину. Как всякая воз­растающая в мире величина, она должна была, утверждали мы, чтобы остаться самой собой, стать иной. Здесь в достижении реф­лектирующей способности обнаруживается более четко опреде­лимая, чем тогда, когда мы проникли в смутную психику первых клеток, особенная и критическая форма трансформации, в которой состояло для жизни это сверхизобретение или это возрождение. И вместе с тем в этой единственной точке вновь выступает, резю­мируется и уясняется вся кривая биогенеза.

. Едва родившись, ребенок должен дышать - иначе он умрет. Подобно этому рефлектирующий психический центр, однажды сосредоточившись на себе, может продолжать существование лишь путем единого двустороннего развития, которое состоит в дальнейшем самососредоточении путем проникновения в новое пространство и одновременно в сосредоточении вокруг себя ос­тального мира, путем установления в окружающей реальности все более стройной и лучше организованной перспективы. Не непод­вижно застывший очаг, а водоворот, все более углубляющийся путем втягивания жидкости, в которой он возник. «Я», которое сохраняется, лишь становясь все более самим собой, по мере того, как оно делает собой все остальное.

. Начиная с расплывчатых контуров молодой Земли, мы бес­прерывно прослеживали последовательные стадии одного и того же великого процесса. Под геохимическими, геотектоническими, геобиологическими пульсациями всегда можно узнать один и тот же глубинный процесс - тот, который, материализовавшись в первых клетках, продолжается в созидании нервных систем. Геоге-нез, сказали мы, переходит в биогенез, который в конечном счете не что иное, как психогенез.

С критическим переходом к рефлексии раскрывается лишь сле­дующий член ряда. Психогенез привел нас к человеку. Теперь психогенез стушевывается, он сменяется и поглощается более вы­сокой функцией - вначале зарождением, затем последующим раз­витием духа - ноогенезом. Когда в живом существе инстинкт впервые увидел себя в собственном зеркале, весь мир поднялся на одну ступень.

. Геологи давно единодушно допускают зональность структу­ры нашей планеты. Мы уже упоминали находящуюся в центре металлическую барисферу, окруженную каменистой литосферой, по­верх которой в свою очередь находятся текучие оболочки гидро­сферы и атмосферы. К четырем покрывающим друг друга обо­лочкам со времени Зюсса наука обычно вполне резонно прибав­ляет живую пленку, образованную растительным и животным войлоком земного шара, - биосферу, неоднократно упомянутую в этой книге. Биосфера - в такой же степени универсальная оболоч­ка, как и другие «сферы», и даже значительно более индивидуали­зированная, чем они, поскольку она представляет собой не более или менее непрочную группировку, а единое целое, саму ткань генетических отношений, которая, будучи развернутой и подня­той, вырисовывает древо жизни.

Признав и выделив в истории эволюции новую эру ноогенеза, мы соответственно вынуждены в величественном соединении зем­ных оболочек выделить пропорциональную данному процессу опору, то есть еще одну пленку. Вокруг искры первых рефлекти­рующих сознании стал разгораться огонь. Точка горения расши­рилась. Огонь распространился все дальше и дальше. В конечном итоге пламя охватило всю планету. Только одно истолкование, только одно название в состоянии выразить этот великий фено­мен - ноосфера. Столь же обширная, но, как увидим, значительно более цельная, чем все предшествующие покровы, она действи­тельно новый покров, «мыслящий пласт», который, зародившись в конце третичного периода, разворачивается с тех пор над миром растений и животных - вне биосферы и над ней.

Здесь-то и выступает ярко диспропорция, искажающая всю классификацию живого мира (и косвенно все строение физическо­го мира), при которой человек логически фигурирует лишь как род или новое семейство. Извращение перспективы, которое обезличивает и развенчивает имеющий универсальное значение феномен! Для того чтобы предоставить человеку его настоящее место в природе, недостаточно в рамках систематики открыть до­полнительный раздел - даже еще один отряд, еще одну ветвь. Несмотря на незначительность анатомического скачка, с гоминизацией начинается новая эра. Земля «меняет кожу». Более того, она обретает душу. Следовательно, если сопоставить ее с другими явлениями, взятыми в их истинных размерах, историческая сту­пень рефлексии имеет более важное значение, чем любой зооло­гический разрыв, будь то разрыв, отмечающий возникновение четвероногих или даже самих многоклеточных. Среди последова­тельных этапов, пройденных эволюцией, возникновение мысли непосредственно следует за конденсацией земного химизма или за самим возникновением жизни и сравнимо по своему значению лишь с ними.

Парадокс человека разрешается, приобретая огромное значение!

Самый проницательный исследователь нашей современной науки может обнаружить здесь, что все ценное, все активное, все прогрессивное, с самого начала содержавшееся в космическом лоскуте, из которого вышел наш мир, теперь сконцентрировано в «короне» ноосферы.

И высокопоучительна (если мы умеем видеть) констатация то­го, сколь незаметно в силу универсальной и длительной подго­товки произошло такое громадное событие, как возникновение этой ноосферы.

Сверхжизнь. Коллективный выход

. И здесь мы возвращаемся к тому пункту проблемы, куда при­вел нас должным образом установленный до этого факт слияния человеческих мыслей. Как коллективная. реальность, человечест­во может быть понято лишь в той мере, в какой мы выходим за пределы его телесных, осязаемых конструкций и попытаемся оп­ределить специфический тип сознательного синтеза, возникаю­щий из его трудолюбиво и искусно созданной концентрации. В конечном счете человечество определимо именно как дух.

. Стоит выработать совершенно реалистический взгляд на ноосферу и гиперорганическую природу социальных связей, как нынешнее состояние мира становится более понятным, ибо обна­руживается очень простой смысл в глубоких волнениях, колеб­лющих в настоящий момент человеческий пласт. Двойной кризис, уже всерьез начавшийся в неолите и приближающийся к своему максимуму на нынешней Земле, прежде всего связан, об этом уже говорилось, с массовым сплочением (с «планетизацией», можно бы сказать) человечества: народы и цивилизации достигли такой сте­пени периферического контакта, или экономической взаимозави­симости, или психической общности, что дальше они могут расти, лишь взаимопроникая друг в друга. Но этот кризис связан также с тем, что мы присутствуем при громадном выходе наружу незаня­тых сил, возникших под комбинированным влиянием машины и сверхвозбуждения. Современный человек не знает, что делать со временем и с силами, которые он выпустил из своих рук. Мы сто­нем от этого избытка богатств.

Новой области психической экспансии - вот чего нам не хвата­ет и что как раз находится перед нами, если мы только поднимем глаза.

Мирное завоевание, радостный труд - они ждут нас по ту сто­рону всякой империи, противостоящей другим империям, во внутренней тотализации мира - в единодушном созидании Духа Земли.

Сверхжизнь. Завершающий этап Земли

. Я предполагаю, что нашей ноосфере предназначено обособ­ленно замкнуться в себе и что не в пространственном, а в психиче­ском направлении она найдет, не покидая Земли и не выходя за ее пределы, линию своего бегства.

И здесь совершенно естественно вновь выступает понятие из­менения состояния.

В нас и через нас ноогенез постоянно поднимается ввысь. Мы выявили основные моменты этого подъема - сближение крупинок мысли; синтез индивидов и синтез наций и рас; необходимость существования автономного и верховного личного очага для объ­единения элементарных личностей без искажения и в атмосфере активной симпатии. Все это, отметим еще раз, под совместным воздействием сферической кривизны Земли и космической конвергентности духа существует в соответствии с законом сложно­сти и сознания.

Ну так вот, когда в результате скопления достаточного множе­ства элементов это существенно конвергентное развитие достига­ет такой интенсивности и такого качества, что для дальнейшего своего объединения человечество, взятое в целом, должно, как это случилось с индивидуальными силами инстинкта, в свою очередь, «пунктуально» осознать само себя (то есть в данном случае поки­нуть свою органо-планетарную опору и эксцентрироваться к трансцендентному центру своей возрастающей концентрации), тогда-то и наступит для Духа Земли финал и увенчание.

Конец света - внутренний возврат к себе целиком всей ноосфе­ры, достигшей одновременно крайней степени своей сложности и своей сосредоточенности.

Конец света - переворот равновесия, отделение сознания, в конце концов достигшего совершенства, от своей материальной матрицы, чтобы отныне иметь возможность всей своей силой по­коиться в боге-омеге.

Конец света - критическая точка одновременного возникнове­ния и обнаружения, созревания и ускользания.

Тейяр де Шарден П. Феномен чело­века. –М., 1987.-С. 133-186.

Источник:

sinref.ru

Читать онлайн Феномен человека автора де Шарден Пьер Тейяр - RuLit - Страница 1

Читать онлайн "Феномен человека" автора де Шарден Пьер Тейяр - RuLit - Страница 1

Пьер Тейяр де Шарден

Чтобы правильно понять данный труд, его следует рассматривать не как метафизический и тем более не как геологический трактат, а единственно и исключительно как научную работу. Об этом говорит само название. Только лишь феномен. Но зато уж весь феномен.

Прежде всего только лишь феномен. Не следует искать здесь объяснение — это лишь введение к объяснению мира. Установить вокруг человека, взятого за центр, закономерный порядок, связывающий последующее с предыдущим, открыть среди элементов универсума не систему онтологических причинных связей, а эмпирический закон рекуррентности, выражающий их последовательное возникновение в течение времени — вот что, и только это, я попытался сделать.

Разумеется, за пределами этого исходного научного обобщения остается широко открытым поле для более глубоких теоретических построений в области философии и теологии. В эти глубины бытия я сознательно старался ни в коем случае не вступать. Самое большее, основываясь на опытных данных, я с некоторой верностью выяснил общее направление развития (к единству) и отметил в надлежащих местах разрывы, что может потребоваться по причинам высшего порядка в дальнейшем развитии философской и религиозной мысли.

В этой работе выражено стремление увидеть и показать то, чем становится и чего требует человек, если его целиком и полностью рассматривать в рамках явлений.

Зачем стремиться увидеть? И почему специально направлять взор на человека?

Видеть. Можно сказать, что в этом вся жизнь, если не в конечном счете, то, во всяком случае, по существу. Существовать полнее — это все больше объединяться: таково резюме и итог данного произведения. Но, как это будет показано, единство возрастает лишь на основе возрастания сознания, то есть видения. Вот, несомненно, почему история живой природы сводится к созданию — в недрах космоса, в котором можно различать все больше, — все более совершенных глаз. Не измеряются ли совершенство животного, превосходство мыслящего существа силой проникновения и синтетической способностью их взгляда? Стремиться видеть больше и лучше — это не каприз, не любопытство, не роскошь. Видеть или погибнуть. В такое положение поставлено таинственным даром существования все, что является составным элементом универсума. И таково же, следовательно, но на высшем уровне, положение человека.

Но если действительно столь жизненно важно и приятно знать, то зачем все же обращать наше внимание преимущественно на человека? Не достаточно ли — до скуки — человек описан? И не привлекательна ли наука как раз тем, что направляет наш взор на предметы, на которых мы можем наконец отдохнуть от самих себя?

Мы вынуждены рассматривать человека как ключ универсума по двум причинам, которые делают его центром мира.

Прежде всего субъективно, для самих себя, мы неизбежно — центр перспективы. В силу наивности, по-видимому, неизбежной в первый период, наука вначале воображала, что она может наблюдать явления в себе такими, какими они протекают независимо от нас. Инстинктивно физики и натуралисты вначале действовали так, как будто их взгляд сверху падает на мир, а их сознание проникает в него, не подвергаясь его воздействию и не изменяя его. Теперь они начинают сознавать, что даже самые объективные их наблюдения целиком пропитаны принятыми исходными посылками, а также формами или навыками мышления, выработанными в ходе исторического развития научного исследования.

Дойдя до крайней точки в своих анализах, они уже толком не знают, составляет ли постигаемая ими структура сущность изучаемой материи или же отражение их собственной мысли. И в то же время они замечают — как обратный результат их открытий, — что сами целиком вплелись в то сплетение связей, которое рассчитывали набросить извне на вещи, что они попались в собственную сеть. Метаморфизм и эндоморфизм, сказал бы геолог. Объект и субъект переплетаются и взаимопреобразуются в акте познания. Волей-неволей человек опять приходит к самому себе и во всем, что он видит, рассматривает самого себя.

Вот кабала, которая, однако, тут же компенсируется некоторым и единственным в своем роде величием.

То, что наблюдатель, куда бы он ни шел, переносит с собой центр проходимой им местности, — это довольно банальное и, можно сказать, независимое от него явление. Но что происходит с прогуливающимся человеком, если он случайно попадает в естественно выгодную точку (пересечение дорог или долин), откуда не только взгляды, но и сами вещи расходятся в разные стороны? Тогда субъективная точка зрения совпадает с объективным расположением вещей, и восприятие обретает всю свою полноту. Местность расшифровывается и озаряется. Человек видит.

Именно в этом, по-видимому, заключается преимущество человеческого познания.

Не нужно быть человеком, чтобы заметить, как предметы и силы располагаются «кружком» вокруг себя. Все животные воспринимают это так же, как мы сами. Но только человек занимает такое положение в природе, при котором это схождение линий является не просто видимым, а структурным. Последующие страницы как раз и будут посвящены доказательству и исследованию этого явления. В силу качества и биологических свойств мысли мы оказываемся в уникальной точке, в узле, господствующем над целым участком космоса, открытым в настоящее время для нашего опыта. Центр перспективы — человек, одновременно центр конструирования универсума. Поэтому к нему следует в конечном итоге сводить всю науку. И это столь же необходимо, сколь и выгодно. Если поистине видеть — это существовать полнее, то давайте рассматривать человека — и мы будем жить полнее.

А для этого как следует приспособим свои глаза. С самого начала своего существования человек представляет зрелище для самого себя. Фактически он уже десятки веков смотрит лишь на себя. Однако он едва лишь начинает обретать научный взгляд на свое значение в физике мира. Не будем удивляться медлительности этого пробуждения. Часто труднее всего заметить именно то, что должно было бы "бросаться в глаза". Недаром ребенку требуется воспитание, чтобы отделить друг от друга образы, осаждающие его только что открывшуюся сетчатку. Человеку, чтобы открыть до конца человека, был необходим целый ряд «чувств», постепенное приобретение которых (об этом еще будет речь впереди) заполняет и членит саму историю борьбы духа.

Чувство пространственной необъятности в великом и малом, расчленяющее и разграничивающее внутри беспредельной сферы круги обступающих нас предметов.

Чувство глубины, старательно отталкивающее в бесконечность, в необозримые времена, события, которые некая сила наподобие тяжести постоянно стремится спрессовать для нас в тонкий листок прошлого.

Чувство количества, которое открывает и, не дрогнув, оценивает ужасающее множество материальных или живых элементов, участвующих в малейшем преобразовании универсума.

Чувство пропорции, которое — хорошо ли, плохо ли — улавливает разницу в физическом масштабе, отличающую по размеру и ритму атом от туманности, крошечное от огромного.

Чувство качества или новизны, которое, не нарушая физического единства мира, различает в природе абсолютные ступени совершенствования и роста.

Чувство движения, способное воспринимать неодолимое развитие, скрытое величайшей медлительностью, крайнее брожение под вуалью покоя, новое, закравшееся в сердцевину монотонного повторения одного и того же.

Наконец, чувство органического, которое под поверхностной чередой событий и групп обнаруживает физические связи и структурное единство.

Источник:

www.rulit.me

Шарден Т. Феномен человека в городе Тольятти

В данном интернет каталоге вы сможете найти Шарден Т. Феномен человека по разумной стоимости, сравнить цены, а также посмотреть прочие предложения в группе товаров Наука и образование. Ознакомиться с свойствами, ценами и обзорами товара. Доставка товара осуществляется в любой город РФ, например: Тольятти, Астрахань, Чебоксары.