Каталог книг

Shelley M. Frankenstein

Перейти в магазин

Сравнить цены

Описание

Сравнить Цены

Предложения интернет-магазинов
Shelley M. Frankenstein Shelley M. Frankenstein 875 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Shelley M. Frankenstein Shelley M. Frankenstein 420 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Shelley M. Frankenstein Shelley M. Frankenstein 464 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Shelley M. Frankenstein Shelley M. Frankenstein 566 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Shelley M. Frankenstein Shelley M. Frankenstein 160 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Shelley M. Frankenstein Shelley M. Frankenstein 287 р. chitai-gorod.ru В магазин >>
Shelley M. Frankenstein. Teacher's Book Shelley M. Frankenstein. Teacher's Book 185 р. chitai-gorod.ru В магазин >>

Статьи, обзоры книги, новости

Франкенштейн Мэри Шелли

Кинематограф США Кинематограф США // Франкенштейн Мэри Шелли - Сюжет

Капитан Уолтон со своей командой держит путь к Северному полюсу. Когда его корабль оказывается зажатый льдами, он встречает ученого Виктора Франкенштейна. Впереди есть какое-то существо и Уолтон хочет узнать, кто это. Виктор начинает свой рассказ.

Действие переносится на несколько лет назад. Молодой и любознательный Виктор Франкенштейн из Женевы делает большие успехи в науке. Уезжая учиться в Ингольштадт, он обещает своей сводной сестре Элизабет по возвращении жениться на ней. В университете он знакомится с профессором Вальдманом, изучавшим человеческое тело, и вплотную подошедшим к созданию искусственного человека. Вальдман категорически отказывается продолжать исследования дальше. После убийства профессора не желающим прививаться горожанином Франкенштейн решает продолжить работу своего учителя.

Пытаясь создать совершенного человека, Виктор ошеломлён, насколько омерзительное творение получилось в результате его эксперимента. В ночь после своего создания монстр сбегает. Спасшись от разгневанных горожан, которые приняли его за разносчика холеры, Создание селится в сарае дома крестьянской семьи. Выполняя по ночам тяжелую работу, он заслужил любовь хозяев к «доброму лесному духу». Однако, встретившись с Созданием, крестьяне прогоняют его и сами уезжают.

Научившись к тому времени читать и говорить, Создание узнаёт, как появилось на свет и клянётся отомстить Франкенштейну. Добравшись до Женевы, Создание убивает брата Виктора. Разъярённая толпа расправляется с Жюстин, служанкой в доме Франкенштейнов, подозревая её в убийстве. Встретившись с Виктором, Создание говорит, что навсегда уйдёт от людей, если тот создаст для него женщину. Виктор женится на Элизабет и решает уехать, но Создание находит молодожёнов и вырывает у Элизабет сердце.

Виктор оживляет Элизабет, соединив её голову с телом казненной Жюстин. Появившееся Создание зовёт её к себе. Элизабет, не зная, как поступить, сжигает себя.

Действие переносится обратно на корабль капитана Уолтона. Франкенштейн умирает. Возле тела своего создателя команда обнаруживает Создание. После того, как лёд вокруг корабля отступает, Уолтон берет курс обратно в Англию. Позади него Создание сжигает себя с телом мёртвого Виктора Франкенштейна.

Источник:

www.italiener.ru

Shelley M. Frankenstein

М. Шелли. Франкенштейн или новый Прометей

В двух словах: XIX век. Учёный создаёт и оживляет монстра, который начинает мстить своему создателю, уничтожая членов его семьи. Доведя учёного до гибели, монстр кончает с собой из-за мук сожаления.

Двадцатилетний Роберт Уолтон с детства мечтал о путешествиях. Он хотел открыть материк, предположительно находящийся на северном полюсе Земли, со всеми его чудесами и богатствами. Воплотить эту мечту помогло небольшое наследство. Все перипетии путешествия Роберт подробно описал в письмах к родной сестре Маргарет.

Добравшись до Архангельска, Уолтон нанял корабль с командой и направился Северному полюсу. Вскоре судно попало в область сплошного льда, и было вынуждено лечь в дрейф. Примерно в это время внимание команды привлекла собачья упряжка, на которой ехало «существо, подобное человеку, но гигантского роста». Вскоре лёд вскрылся, и корабль последовал дальше. На следующее утро Роберт увидел на одной из огромных льдин человека. Он пытался ехать на упряжке с единственной собакой. Несмотря на слабость, незнакомец спросил, в какую сторону направляется судно, прежде чем подняться на борт.

Виктор Франкенштейн оказался удивительно умным и тонким человеком. Он был сильно обморожен и истощён, но услышав от Уолтона о существе на собачьей упряжке, воспарял духом и начал стремительно поправляться. Немного оправившись, он рассказал Роберту свою историю, которую тот подробно записал.

Источник:

studopedia.ru

Краткое содержание произведения Франкенштейн, или Современный Прометей Шелли М

«Франкенштейн, или Современный Прометей» Предисловие в письмах

Двадцатилетний Роберт Уолтон с детства мечтал о путешествиях. Он хотел открыть материк, предположительно находящийся на северном полюсе Земли, со всеми его чудесами и богатствами. Воплотить эту мечту помогло небольшое наследство. Все перипетии путешествия Роберт подробно описал в письмах к родной сестре Маргарет.

Добравшись до Архангельска, Уолтон нанял корабль с командой и направился Северному полюсу. Вскоре судно попало в область сплошного льда, и было вынуждено лечь в дрейф. Примерно в это время внимание команды привлекла собачья упряжка, на которой ехало «существо, подобное человеку, но гигантского роста». Вскоре лёд вскрылся, и корабль последовал дальше. На следующее утро Роберт увидел на одной из огромных льдин человека. Он пытался ехать на упряжке с единственной собакой. Несмотря на слабость, незнакомец спросил, в какую сторону направляется судно, прежде чем подняться на борт.

Виктор Франкенштейн оказался удивительно умным и тонким человеком. Он был сильно обморожен и истощён, но услышав от Уолтона о существе на собачьей упряжке, воспарял духом и начал стремительно поправляться. Немного оправившись, он рассказал Роберту свою историю, которую тот подробно записал.

История Франкенштейна

Виктор Франкенштейн родился в семье самых именитых граждан Женевы. Его отец женился на дочери своего друга Каролине Бофор, и стал отцом «на склоне лет». Виктор был их любимым и долгожданным первенцем, но Каролине хотелось иметь дочь. Однажды, отдыхая на озере Комо, женщина зашла в бедную хижину и увидела прелестную белокурую девочку, сильно отличавшуюся от остальных детей, черноглазых и черноволосых. Она оказалась ребёнком немки и итальянского патриота. Её мать умерла во время родов, отца посадили в тюрьму, и девочка осталась в семье кормилицы. Франкенштейны уговорили крестьян отдать им девочку и удочерили её. В будущем Элизабет должна была стать женой Виктора.

Через семь лет, после рождения второго сына Эрнеста, Франкенштейны отказались от путешествий по Европе и поселились в Женеве, где родился самый младший Уильям. Виктор рос необузданным и порывистым юношей. Его горячий нрав уравновешивала спокойная, сдержанная Элизабет и школьный друг Анри Клерваль, общительный и мечтательный. К пятнадцати годам Виктор начал интересоваться естественными науками, однако вскоре юноша решил, что естествознание никогда не переступит «порога подлинного познания» и принялся за математику. Эта перемена склонностей могла спасти Виктора от его ужасной судьбы, но Рок оказался сильнее Духа Добра.

В семнадцать лет молодой Франкенштейн поступил в университет города Ингольштадта, где снова заинтересовался естествознанием. Перед отъездом Виктора его мать умерла от скарлатины, и семья Франкенштейнов осталась на попечении Элизабет. Виктор усердно взялся за учёбу. Оказалось, что труды средневековых алхимиков, которыми юноша увлекался, безнадёжно устарели, поэтому ему пришлось изучать современное естествознание, и особенно химию, с самых основ. Через два года Виктор достиг больших успехов. Увлёкшись физиологией, он решил определить, «где таиться жизненное начало», и вскоре достиг своей цели — открыл способ оживлять безжизненную материю. Чтобы применить знание на практике, он собрал тело из различных частей, найденных в моргах, склепах и на скотобойнях. Виктор мечтал создать совершенное существо, новую породу людей.

Ненастной ноябрьской ночью Виктор «узрел завершение» своих трудов. Оживлённое им существо огромного роста, с жёлтой кожей, водянистыми глазами и «узкой прорезью чёрного рта» было настолько ужасно, что нервы юноши не выдержали, и он выбежал из лаборатории. Вернувшись под утро, Виктор обнаружил, что монстр исчез, но нервы юноши были окончательно расстроены. Утром в ингольштадский университет приехал Клерваль, чтобы изучать филологию и лингвистику, но приезд друга не успокоил Виктора. Через несколько часов у него началась нервная горячка, продолжавшаяся несколько месяцев. Всё это время Анри ухаживал за Виктором.

Выздоровел юноша только к весне. Клерваль не сообщал семье о болезни юноши, боясь расстроить старого отца. Придя в себя, Виктор прочёл письмо от Элизабет. Не подозревая о болезни жениха, она рассказывала о семейных делах, в том числе и о Жюстине Мориц, доброй и трудолюбивой, но немного легкомысленной девушке, которая жила у Франкенштейнов с двенадцати лет как член семьи.

После выздоровления Виктор оставил свои прежние занятия. Он не мог без содрогания смотреть на свои инструменты и приборы. Весь последующий год Клерваль оставался рядом с другом, поддерживая и развлекая его. Снова пришла весна, монстр бесследно исчез, и Виктор с лёгким сердцем собрался домой, в Женеву. Перед самым отъездом он получил письмо от отца, в котором сообщалось о гибели Уильяма. Мальчик пропал во время прогулки, и вскоре его нашли задушенным.

В Женеву Виктор прибыл вечером, когда городские ворота были уже закрыты. Терзаемый бессонницей, он решил посетить место, где убили Уильяма. Когда Виктор добрался туда, началась гроза. При свете молний он заметил существо гигантского роста и сразу понял, что младшего брата убил созданный им монстр. Дома Виктор узнал, что в убийстве обвинялась Жюстина, у которой нашли медальон Уильяма. Напрасно он утверждал, что девушка невиновна — никто ему не верил. Открыть правду он не смел боясь, что люди сочтут его сумасшедшим. Через несколько дней несчастную Жюстину осудили и казнили.

Виктора терзали муки совести, подрывая ещё неокрепшую после болезни нервную систему. Видя его состояние, Франкенштейны переехали в свой загородный дом. Теперь Виктор искал «облегчения мук в физических движениях и перемене мест». Наняв мула, он отправился в путешествие по Альпам. Месяца через два, пересекая покрытый глубокими трещинами ледник, он лицом к лицу столкнулся со своим созданием. Всё это время монстр следил за ним. Существо выбрало это безлюдное место, чтобы заговорить со своим создателем, и поведало Франкенштейну свою печальную историю.

Первые часы своего существования монстр почти не помнил, он лишь чувствовал холод, голод и жажду. Он пришёл в себя в ингольштадтском лесу, где и прожил некоторое время. Он научился удовлетворять свои основные потребности и даже узнал, что такое огонь, наткнувшись на ещё горящий костёр. Изредка монстр встречал людей, которые убегали от него с криками ужаса. Некоторое время спустя он добрался до деревни, но и там все убегали от него. Наконец он укрылся в небольшой лачуге, пристроенной к бедному деревенскому дому. Сквозь небольшую щель в стене монстр начал наблюдать за обитателями дома. В нём жила небольшая семья — слепой отец с сыном Феликсом и дочерью Агатой. Феликс часто читал отцу вслух. Слушая его, монстр научился говорить. Эти кроткие и красивые люди вызывали восхищение у несчастного и одинокого существа. Они были бедны, и монстр пытался им помочь, собирая по ночам хворост и складывая его у дверей дома. Наступила весна, и к Феликсу приехала невеста, «прекрасная аравитянка» Са?фия. Юноша взялся учить невесту своему языку, не ведая, что на уроках присутствует ещё один ученик. Вскоре монстр понимал всё, что говорят его благодетели, и даже немного читал. Учебником служил труд Вольнея «Руины империи», из которого монстр узнал об устройстве человеческого общества. Он начал понимать, что отличается от остальных людей.

Вскоре монстр узнал, что ещё недавно семья Де Лэси была знатна, богата и жила в Париже. Их беды начались из-за турецкого негоцианта, которого несправедливо осудили на смертную казнь. Феликс влюбился в его дочь Са?фию и помог негоцианту бежать из тюрьмы. Взамен турок согласился отдать ему руку дочери. Французское правительство приговорило семью Де Лэси к изгнанию и конфискации имущества. Неблагодарный турок велел дочери забыть о Феликсе, но девушка покинула отца и вернулась к любимому. Она привезла немного денег и драгоценностей, с помощью которых вытащила Де Лэси из непроглядной нищеты.

Монстр прожил в пристройке до зимы. Найдя однажды в лесу сумку с книгами, среди которых был «Потерянный рай», монстр понял, что он, как и Адам, тоже кем-то создан. В карманах одежды, захваченной из лаборатории Франкенштейна, существо нашло записки Виктора, из которых узнало, кто его создатель. Несчастное создание преклонялось перед Де Лэси, мечтало верно служить им, и получить взамен немного любви. Монстр долго думал, как показаться этим прекрасным людям и не испугать их. Наконец он решил расположить к себе слепого старика, надеясь, что тот уговорит своих детей принять несчастное существо. Он выбрал время, когда старик остался один, вошёл и заговорил с ним, стараясь смягчить свой страшный голос. В это время вернулись остальные члены семьи. Девушки упали в обморок, а Феликс схватил палку и выгнал существо из дома. Затем семья Де Лэси спешно сдала усадьбу в наём и уехала. Той же ночью монстр поджёг дом и отправился в Женеву на поиски своего создателя. Найдя семью Франкенштейнов, монстр убил Уильяма и подложил его медальон в карман Жюстине.

Монстр обвинил Франкенштейна в том, что тот создал его и бросил на произвол судьбы, и потребовал создать существо женского пола. Обретя подругу, он намеревался уйти «в обширные пустыни Южной Америки», подальше от людей. Монстр угрожал погубить семью Виктора, если тот не исполнит его требования. Испугавшись угроз, Виктор согласился. Эта работа была ему настолько противна, что он, как мог, оттягивал её начало. Существо постоянно следило за ним. В конце концов, Виктору в сопровождении Анри Клерваля пришлось уехать в Англию, чтобы приняться за создание невесты для монстра. Вернувшись из Англии, Виктор должен был жениться на Элизабет. Только эта мысль поддерживала его.

Франкенштейн снял хижину на одном из уединённых островков и принялся за дело. Всё было почти готово, когда Виктор осознал, что не имеет права давать жизнь ещё одному созданию, ведь оно может получиться злобным и уничтожить множество людей. Кроме того, у двух монстров могли родиться дети и принести гибель человечеству. При этой мысли Виктор уничтожил все подготовленные материалы. Обнаружив это, монстр сказал: «Я буду с тобой в твою брачную ночь», поклялся отомстить и исчез. Виктор решил, что именно ему грозит опасность в брачную ночь и решил приблизить её.

Виктор сложил все свои инструменты и приборы в корзину, ночью вывез её в открытое море и утопил. Испытав облегчение, он заснул прямо в лодке. Проснувшись, Франкенштейн обнаружил, что его отнесло далеко от знакомого берега. Виктор провёл в море много часов. Наконец он пристал к берегу у маленького городка, где его немедленно арестовали. В городке произошла трагедия — был зверски задушен неизвестный путник, поэтому все незнакомцы арестовывались. Увидев убитого, Виктор узнал в нём своего верного друга Анри Клерваля. Так началась месть монстра.

Виктора снова свалила нервная лихорадка. Через два месяца он очнулся в тюрьме. Ещё через месяц состоялся суд, на котором Виктора оправдали. Приехавший за ним отец отвёз его в Женеву, где сразу началась подготовка к свадьбе. Сразу после церемонии молодожёны отправились в свадебное путешествие. Брачную ночь они должны были провести в уединённой гостинице. Оставив жену в комнате, Виктор вооружился до зубов и принялся ходить по коридору. Он хотел дорого продать свою жизнь и попытаться уничтожить монстра. Вдруг из комнаты раздался ужасный вопль. Ворвавшись туда, Виктор обнаружил, что его молодая жена задушена. В открытом окне виднелось ужасное лицо монстра. Виктор выстрелил, но промахнулся.

В ту же ночь он спешно отправился в Женеву, опасаясь, что монстр его опередит. Он застал отца живым, но старик так ослаб от свалившихся на него несчастий, что вскоре умер на руках у Виктора. Отчаяние его было настолько велико, что Виктора сочли сумасшедшим и на несколько месяцев заперли в одиночной палате. Выйдя из клиники, он отправился к местному судье и рассказал всю правду о монстре, однако судья не поверил Виктору, решив, что тот всё ещё болен.

После этого Франкенштейн отправился в странствия вслед за монстром, мечтая лишь об одном: уничтожить его. Преследуя существо, обладавшее неимоверной силой и выносливостью, он обошёл все материки Земли и оказался вблизи Северного полюса, где его подобрало судно.

Продолжение дневника Уолтона

Рассказ Франкенштейна продолжался целую неделю, в течение которой судно было окружено льдами. В конце концов, матросы потребовали, чтобы Уолтон повернул судно назад, к Англии, и ему пришлось согласиться. Через несколько дней подул ветер, море очистилось, и корабль смог повернуть домой. К этому времени Франкенштейн совсем ослаб. Перед смертью он жалел лишь об одном: что не догнал своего злейшего врага. Зайдя в каюту, где лежал умерший Франкенштейн, Уолтон застал там монстра, который скорбел над своим создателем. Он поведал Роберту о муках раскаяния, которые испытывал. Чтобы прекратить эти муки, он собирался сжечь себя заживо. Сказав это, монстр выпрыгнул из окна на ледяной плот и «исчез в тёмной дали». Пересказала Юлия Песковая

Предисловие в письмах

Наняв корабль и команду, Роберт Уолтон держит курс к Северному полюсу. Везде сплошные льды. Однажды команда встречает собачью упряжку и гигантского монстра. Но льды, наконец, дали путь судну. Следующим днем капитан заметил человека с упряжкой из одной собаки. Он очень слаб и поднялся на борт. А услышав об увиденном ранее монстре, он оживился и начал поправляться, рассказав капитану историю.

История Франкенштейна

Виктор Франкенштейн имел приемную сестру Элизабет и братьев Эрнста и Уильяма. С пятнадцати лет заинтересовался естествознанием, а далее остановился на математике. Является студентом ингольштадского университета. Умирает его мать и домашними делами занимается Элизабет. Виктор изобрел возможность делать живой отмершую материю. Он собирает разные части тела и работает над созданием новой человеческой породы.

Получилось детище большой роста, с полностью желтой кожей и дико страшным лицом с узким ртом и водянистыми, словно мертвыми, глазами. Нервы ученого сдали и тот сбежал. Когда вернулся, монстра не было. У Виктора случилось нервное расстройство. Весь год Клерваль поддерживал друга. О монстре ничего не слышно. Уильям задушен в лесу. Будучи на месте убийства, видит силуэт монстра. Но домашние обвинили в трагедии Жюстину, которую взяли на попечение, и девушку казнили. Нервный срыв, семья уезжает за город. Виктор старался физически себя изматывать, поэтому отправился путешествовать на муле. Будучи на леднике, он сталкивается с монстром. Оказалось, с самого начала своего существования он помнил только холод, жажду и невероятный голод. Некоторое время жил в лесу. Монстр нашел убежище в пристройке к ветхому дому. В стене была щель, он наблюдал за жившей там семьей. Парень учил девушку языку, а невидимым слушателем за стеной был монстр. Так существо научилось говорить. Однажды он нашел в лесу книгу и понял, что у него тоже есть создатель. В свой одежде нашел записки Виктора и все узнал. Отправляется искать Виктора. Он потребовал создать подругу или чудовище уничтожит всю семью ученого. С Клервалем Франкенштейн уезжает в Англию для работы над подругой монстра. Но мысль о продолжении зла заставила Виктора все прекратить и уничтожить все материалы. Монстр будет мстить.

В брачную ночь они были в гостинице. Пока Виктор ходил вооруженным по коридору, монстр в номере задушил его жену. Виктор промахнулся с выстрелом. Вернувшись домой, Франкенштейн застал отца уже сильно ослабленным от последних событий. Старик умер. Это была месть чудовища. Виктора Франкенштейна определяют в психологическую клинику. Выздоровев, он расскажет все судье, но тот не поверит. Больше жизни Виктор хотел уничтожить чудовище. Так и добрался до Северного полюса. Там попал на судно.

Продолжение дневника Уолтона

История Франкенштейна длилась семь дней. Когда льды разошлись, команда требовала вернуть судно в Англию. Совершенно ослабленный Виктор безумно жалел, что не уничтожил монстра. А когда ученый умер, Уолтон встретился с монстром. Тот скорбел над телом, и покаялся капитану. Он решил совершить самосожжение и, одним прыжком, скрылся в темноте.

Источник:

www.allsoch.ru

Книжная лавка - Shelley M

Книжная лавка

Обзоры и рекомендации товаров

Shelley M. — Frankenstein, 2004 год

Автор статьи: admin / 1 просмотров

CRW Publishing / CollLibra

Frankenstein is the most famous novel by Mary Shelley: a dark Faustian parable of science misused that was an immediate success on its publication in 1818. Victor Frankenstein, a brilliant but wayward scientist, builds a human from dead flesh and then, horrified at what he has done, abandons his creation. The creature, an outcast because of his appearance, learns language and becomes civilized, but when rejected by society seeks revenge on his creator. So begins a cycle of destruction in which Frankenstein and his ‘monster’ lose all vestiges of their humanity in monomaniacal hatred.

твердый переплет, 279 стр.

Так же интересно

This entry was posted on Воскресенье, Август 12th, 2012 at 1:21 дп and is filed under Что читать. You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.

Источник:

store.cross-roads.ru

Воплощение мифа о прометее в романе м

Воплощение мифа о прометее в романе м. шелли «франкенштейн, или современный прометей»

?УДК 821(410).09 ББК 83.3(4Вел) Н 27

Кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы и журналистики Адыгейского государственного университета, e-mail: bella@maykop.ru

Воплощение мифа о Прометее в романе М. Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»

Исследуется проблема воплощения мифа о Прометее в романе М. Шелли. После рассмотрения основных вариантов древнегреческого мифа о титане Прометее определяются и анализируются прометеевские мотивы творчества и подвига, тайного знания и созидания, труда и терпения, представленные в произведении М. Шелли. Главным становится вывод о том, что в образе ученого Виктора Франкенштейна реализуется романтическо-готическая интерпретация мифа о творце Прометее.

Воплощение, миф о Прометее, английская «готическая» традиция, прометеизм образа, прометеевские мотивы, интерпретация древнегреческого мифа, научная цель, мифологический образ титана-творца, создание искусственного существа.

Candidate of Philology, Associate Professor of Literature and Journalism Department, Adyghe State University; e-mail: bella@maykop.ru

Myth embodiment about Prometheus in M. Shelley’s novel “Frankenstein: or, The Modern Prometheus”

The paper examines the problem of an embodiment of the myth about Prometheus in M. Shelley’s novel. Having considered the main versions of the Ancient Greek myth about the titan Prometheus, the author defines and analyzes Prometheus’ motives of creativity and a feat, secret knowledge and creation, work and the patience presented in novel of M. Shelley. The conclusion that romantic and Gothic interpretation of the myth about the creator Prometheus is realized in an image of scientist Victor Frankenstein becomes the main thing.

Embodiment, the myth about Prometheus, English “Gothic” tradition, a prometheism of an image, Prometheus’ motives, interpretation of the Ancient Greek myth, the scientific purpose, a mythological image of the titan creator, creation of an artificial being.

Философские, научные и эстетические проблемы, поднятые в романе М. Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей», издавна волновали человечество, но именно глубина их постижения привлекла широкую читательскую аудиторию. «Готическая» тайна,

присутствовавшая во «Франкенштейне», для публики уходила на второй план, а на первый план выступали извечные вопросы: как происходит сотворение жизни на Земле, может ли человек вмешиваться в таинства природы и выступать в роли Бога, создавая себе подобного? Не осталась без внимания читателей и тема научно-технического прогресса, связанная с противоречиями промышленного переворота в Англии. «Франкенштейновский» миф стал поводом для толкования различных проблем человеческого бытия прошлого и настоящего [1: 30].

В образе Виктора Франкенштейна М. Шелли разрабатывает собирательный сверхтип ученого-энтузиаста, стремящегося проникнуть в тайны мироздания и добиться феноменальных научных результатов. Следует напомнить, что в заголовке романа, кроме имени главного персонажа, назван и герой древнегреческого мифа титан-борец Прометей. Автор определяет образно-художественный ориентир произведения - Прометея, ставшего одним из «вечных образов» в мифологии и литературе. В связи с ним возникло и понятие «прометеизм», символизирующее подвиг, свободу, надежду, достоинство, знание, мудрость, бунтарство, смелую мысль, независимость, жертвенность и, наконец, судьбу. Недаром образ Прометея побуждает писателей различных стран еще и еще раз обращаться к нему.

«. .Прометей давно стал образом-типом, носителем общечеловеческого идеала, нормой героического поведения» [2: 297]. К «вечному» мифологическому образу

неоднократно обращались западноевропейская и русская литературы, при этом происходило его деятельное переосмысление и наполнение новым содержанием. Известно, что существовало несколько вариантов мифа о Прометее. Рассмотрим два основных из них:

1. Вариант мифа о небожителе и титане Прометее, открывшем людям прогрессивные формы жизни и деятельности, знания и ремесла, даровавшем им огонь и за это приговоренном верховным богом Зевсом к суровому наказанию.

В основе мифа лежит история героического противостояния гуманизма и просветительства Прометея и тирании и косности верховного бога Зевса. За помощь Зевсу в обретении власти над миром Прометей получает вместо благодарности ненависть. Могучий титан защищает и жалеет несчастных смертных людей, которых хочет погубить бог. Похищая для людей божественный огонь, он вдыхает в них надежду, ранее им неведомую. Нарушив однажды волю Зевса, Прометей продолжает помогать людям. «Он научил людей искусствам, дал им знания, научил счету, чтению, письму. Он познакомил их с металлами, научил добывать их в недрах земли и обрабатывать. Прометей смирил дикого быка и надел на него ярмо, чтобы могли пользоваться люди силой быков, обрабатывая свои поля. Прометей впряг коня в колесницу и сделал его послушным человеку. Мудрый титан построил первый корабль, оснастил его и распустил на нем льняной парус, чтобы быстро нес человека корабль по безбрежному морю. Раньше люди не знали лекарств, не умели лечить болезни, но Прометей открыл им силу лекарств. Он научил их всему, что облегчает горести жизни и делает ее счастливее и радостнее» [3: 76-77].

Своими деяниями Прометей прогневал Зевса, и бог жестоко покарал титана. В течение нескольких столетий каждый день в любую погоду к скале с титаном прилетает орел Зевса, который острыми когтями и клювом терзает его печень. За ночь заживают кровавые раны и вновь вырастает печень, чтобы днем дать новую пищу орлу. Прометей терпит муки и страдания, но не покоряется. Невозможно сломить гордый дух могучего титана. От мучений его освобождает Геракл, которому Прометей открывает тайну будущего Зевса. Освобождение героя приветствуют титаны [3: 72-82].

К самому распространенному варианту мифа о Прометее обращается и

древнегреческий трагик Эсхил. В трагедии «Прикованный Прометей» он дает «гигантское символическое обобщение, философски олицетворяющее дерзновенное упорство свободного творческого духа, смелую созидательную мысль человечества, скованную, но неукротимую мощь гения прогресса» [4: 169-211].

В трактовке прометеевского образа Эсхил соединяет идею сильной личности с идеей филантропической деятельности и ее цивилизаторской миссии: Прометей вместе с огнем дарует людям важнейшие знания и полезнейшие искусства, облегчающие достижение земного благополучия; наконец, он - пророк, владеющий тайнами, неизвестными самому Зевсу, причем имя «Прометей» толкуется в нравственном смысле как «провидец».

Первый вариант мифа о Прометее - это трагическая, но жизнеутверждающая история о свободном герое, смело выступающем против деспотизма и тирании богов. Помогая людям, он бросает смелый вызов Зевсу и его соратникам. Огонь, который он передает людям, символизирует жизнь, развитие и правду. Но главное - это деятельность Прометея, просветившего темное человечество и открывшего ему знания и умения.

2. Версия мифа о создании Прометеем людей, отсутствующая в период античной классики, особенно популярна в эпоху эллинизма. Примечательно, что сюжет «сотворение человека» изображается на рельефах саркофагов, геммах 3 - 1 вв. до н.э.

Согласно мифу, Прометей вылепил людей из земли, а Афина наделила их дыханием; точнее - он вылепил людей из глины, смешав землю с водой; либо он оживил людей, созданных Девкалионом и Пиррой из камней. Около Панопея (Фокида) в древности была статуя Прометея, а рядом - два больших камня, оставшихся от глины, из которой были вылеплены люди. В этой долине побывал Фрэзер и видел на ее дне красноватую землю.

Мифологический сюжет о Прометее как о творце людей касается также отношений людей и олимпийцев. Люди должны были принести богам жертву. По обычаю, это была лучшая часть жертвенного животного, а оставшееся от нее люди забирали себе. Большая и жирная половина быка означала благополучие. Прометей решил разделить жертвенного быка на две части, одна из которых состояла из мяса, а другая, большая, - из костей, прикрытых жиром. Титан обманул Зевса, предложив ему сделать свой выбор. Зевс распознал обман, однако выбрал груду костей под жиром, чтобы иметь повод наказать людей и Прометея. В качестве наказания люди были лишены огня. Но Прометей украл огонь у богов и принес его людям.

Какой же смысл был вложен М. Шелли в определение героя романа как «современного Прометея»? Вне всякого сомнения, начинающую писательницу не мог не привлечь «вечный» образ героя-титана, смелого созидателя и гения прогресса. Вместе с тем героическое и просветительское начало Прометея, становясь частью философской идеи романа «Франкенштейн», получило новую художественную трактовку.

«Современный Прометей» М. Шелли - Франкенштейн - это современный гений-титан, практически лишенный альтруистического, филантропического начала. Он не гуманист, не благодетель человечества, не страдалец, приносящий себя в жертву людям, а, напротив, амбициозный творец, создатель, приносящий в жертву семью и друзей ради достижения великого научного открытия. Герой Шелли всецело погружается в науки, чтобы достичь вершин знаний, неистово экспериментирует и жаждет не подвига во благо человечества, а мирового успеха. После теоретических и практических занятий по естествознанию в Ингольштадтском университете Франкенштейн приступает к лабораторным научным экспериментам.

В отличие от титана Прометея, уподобившегося богам и создавшего людей,

Франкенштейн упорным трудом добивается первого научного результата. Сначала он совершенствует химическое оборудование, затем изучает физику, химию, анатомию и физиологию человека. Чтобы продолжить свои изыскания, он отправляется в кладбищенские склепы, где тайно исследует человеческие трупы. Пытливый ум Франкенштейна пытается узнать ответ на «смелый и всегда считавшийся загадкой» вопрос: «:Где.. .таится жизненное начало?» [5: 68]. «Для исследования причины жизни мы вынуждены обращаться сперва к смерти», - говорит ученый [5:68]. Он понимает, что «сосредоточил свое внимание на явлениях, наиболее оскорбительных» для человеческих чувств, на процессах, происходящих с человеческим телом после смерти, - естественном распаде и тлении [5: 69]. Однако это его не останавливает.

В кладбищенских склепах Франкенштейн изучает мертвые человеческие тела, исследует «причинные связи перехода от жизни к смерти и от смерти к жизни» [5: 69]. Подобно французскому врачу и философу XVIII в. Ла Метри, Франкенштейн рассматривает человеческое тело только как механизм. Он начинает свое исследование причины «искры человеческой жизни» без страха перед сверхъестественным и отвращения перед трупами.

Процесс исследования трупов на кладбище описывается М. Шелли в спокойной, бесстрастной манере. Романистка создает своеобразную «готическую» картину: есть ночное кладбище, мрачные склепы, человеческие трупы, но нет напряженной психологической атмосферы страха и ужаса. Главный герой Франкенштейн не страшится появления призраков, так как не верит в суеверные россказни. Он поглощен лишь своими экспериментами.

Наконец «ценою многих дней и ночей» Франкенштейну удается «постичь тайну зарождения жизни». Первым результатом его научного поиска становится открытие способа оживления материи. М. Шелли в своем романе воплощает утопическую научную идею, распространенную еще во времена Средневековья. Эксперименты с оживлением неживой материи велись и ее современниками, но результаты не были достигнуты.

Постигнув тайны живой и неживой материи, Франкенштейн сначала надеется, что сможет в будущем победить смерть, возвращая к жизни умерших людей. Однако после успешного эксперимента его научные амбиции растут, и он, «получив в свои руки безмерную власть» [5: 70], колеблется, «создать ли себе подобного или же более простой организм» [5: 70]. Теперь Виктор не сомневается, что «сумеет вдохнуть жизнь даже в существо столь удивительное и сложное, как человек» [5: 70].

Одна из стадий познания ученого-героя - это реализация идеи сотворения живого существа, подобного человеку. По аналогии с мифологическим Прометеем Франкенштейн стремится выполнить миссию, предназначенную только для Бога. Поле художественного смысла мифа предполагает не только соответствующий тип героя и актуализированную вокруг него ситуацию, но и внутренне единую систему ценностей и соответствующую поэтику. Развивая главные прометеевские мотивы свободы и воли, творчества и подвига, тайного знания и созидания, труда и терпения, М. Шелли по-новому представляет миф и использует его смысловые и структурные возможности. Она переосмысляет образ Прометея в контексте современности и показывает личность смелого и независимого романтического гения-бунтаря, свободный творческий дух. «Герой проходит эволюцию от амбициозного малообразованного, но любознательного юноши до сверхчеловека-творца, ученого-энтузиаста, поднявшего науку на высшую ступень» [6: 58].

Особое значение для раскрытия образа «современного Прометея» в романе «Франкенштейн» имеет описание процесса создания нового существа - искусственного

человека, или гомункула, называемого автором «монстром» или «чудовищем» (IV - V главы). Как же раскрывает М. Шелли таинство творения человека, точнее, как показывает, что при помощи «научных» методов можно оживить подобие человека? Что могла знать романистка о попытках создания живого существа, человека научными деятелями? Вот вопросы, которые возникают при чтении произведения М. Шелли.

Кроме мифа о Прометее, посягнувшем на божественные прерогативы и пожелавшем стать равным Богу, существовали антропогонические мифы разных народов о сотворении человека из земли или глины, например египетские, шумеро-аккадские. Интерес для М. Шелли представляли не столько всевозможные мифические сказания, по-разному описывающие чудесное сотворение человека, сколько описание известных научных экспериментов по созданию живого существа, искусственного человека, или гомункула.

Античность знала много искусственных существ - от медного быка Молоха, проглатывавшего осужденных и изрыгавшего из ноздрей дым, до шагающих статуй, охранявших покои царских усыпальниц. Однако все они были лишены самого главного качества, которое делает вещь живой, - души.

В Средние века, помимо опытов по созданию философского камня и всеобщего растворителя, алхимики и чернокнижники пытались постигнуть тайны происхождения жизни и, сравнившись в этом с Господом Богом, создать искусственное существо -гомункулуса (лат. homunculus - это «человечек, малый человек, недочеловек»), не имеющего души.

Долгое время создание первого гомункула приписывалось Арнальдусу де Вилланове, жившему в XIII веке. Однако наибольшую известность в области оживления мертвой материи приобрел один из первых европейских алхимиков Альберт Великий (которому в доуниверситетский период поклонялся Франкенштейн). Об этом существует свидетельство его ученика, выдающегося католического философа Фомы Аквинского.

Один из наиболее известных «рецептов» получения гомункула предложен в XVI веке немецким врачом и естествоиспытателем Парацельсом в работе «О природе вещей» [7: 299].

В средневековой оккультной литературе имелись различные рецепты изготовления гомункулуса, но все они так или иначе перекликались с учением Парацельса и отличались от него лишь деталями. Выращивание гомункулусов считалось не только трудным, но и опасным занятием, потому что неверные действия могли породить ужасное чудовище. Черная магия предлагала свои способы создания гомункула.

Угроза делу сотворения живого существа исходила со стороны церкви, которая запрещала под страхом смертной казни создавать человека неестественным образом. Но тяга к «высшему знанию» для алхимиков всегда была сильнее церковных догматов: то и дело находились храбрецы, заявлявшие, что они покорили неодушевленную природу. Огромный интерес к такого рода экспериментам проявляли розенкрейцеры, усвоившие и развившие традиции алхимии.

Кульминационная сцена создания искусственного человека созвучна со сном М. Шелли, увиденным ею перед написанием романа. Зрелище, внушившее ей ужас - это увиденное «во сне состояние перехода мертвой материи в живое существо, которое испугало ученого как уродливый результат собственной дерзкой попытки повторить творческий акт Создателя» [8: 168]. Однако сам процесс научного поиска писательница изображает лишь в романтическом свете. Ее интересуют только подробности психологического состояния ученого в моменты открытия и созидания, а не детальный анализ научной работы.

«Получив в свои руки безмерную власть», Франкенштейн пытается определить

следующую цель - создание примитивного живого существа или сложного человека. В конечном итоге его планы становятся все более смелыми, а амбиции - сверхчеловеческими. Сначала молодой ученый собирается создать человека-гиганта - «около восьми футов ростом и соответственно мощного сложения» - и тем самым бросает вызов божественной природе [5: 70]. Затем он планирует создание новой породы людей - счастливых и совершенных существ, причем собирается это делать необычным способом: «Раз я научился оживлять мертвую материю. .со временем. я сумею также давать вторую жизнь телу, которое смерть уже обрекла на исчезновение» [5: 71].

Франкенштейн синтезирует в своей научной работе несоединимые, взаимоисключающие средневековые представления об оживлении неживой материи и достижения современной медицины и естествознания.

Главным средством воплощения цели Франкенштейна становится разрушение естественных законов природы. В течение двух лет он погружается в мир смерти: роется «в могильной плесени», «собирает кости в склепах», «кощунственно вторгается в сокровеннейшие уголки человеческого тела» - для того, чтобы оживить мертвую материю. «Бойня и анатомический театр поставляли мне большую часть моих материалов; и я часто содрогался от отвращения, но, подгоняемый все возрастающим нетерпением, все же вел работу к концу», - признается ученый [5: 71-72]. Именно с тайными исследованиями Франкенштейна в лабораториях и склепах связан мотив «готической» тайны в романе М. Шелли.

Откровением Франкенштейна: «Иные подробности моей работы внушали мне такой ужас, что глаза мои едва не вылезали из орбит» [5: 71], - М. Шелли как будто оправдывает отсутствие у нее детального описания научного процесса. В то же время сочинительница подробно показывает маниакальную одержимость, экстатическое неистовство, сверхъестественный энтузиазм, присущие романтической натуре героя. Жажду познания Франкенштейна она передает как определенный вид страсти, движущий им.

Всепоглощающая научная цель, желание славы подавляют во Франкенштейне естественные чувства, заглушают нравственное начало. «Противоестественный характер опыта ученого подчеркнут также его отлученностью от красот летней природы, отдалением от родных, которые пребывали в волнении и неведении» [8: 172].

В своем произведении М. Шелли демонстрирует прямой, наглядный характер психологизма, когда монологи, высказывания, описания деятельности раскрывают духовный мир персонажа. Очевидно, что через размышления героя романистка порицает безудержный фанатизм, неукротимое состояние ума и души и подчеркивает, что это может привести к неизбежному трагическому конфликту между интеллектом и этикой личности: «Совершенный человек всегда должен сохранять спокойствие духа, не давая страсти или мимолетным желаниям возмущать этот покой. Я полагаю, что и труд ученого не составляет исключения. Если ваши занятия ослабляют в вас привязанности или отвращают вас от простых и чистых радостей, значит, в этих занятиях наверняка есть нечто не подобающее человеку» [5: 72].

Таким образом, в романе «Франкенштейн, или Современный Прометей» представлена романтическо-готическая интерпретация мотива творца Прометея. Описывая деятельность героя-ученого, М. Шелли не ставит для себя задачу подробного изложения научных гипотез прошлого и настоящего, а стремится показать, что составляет основу сложного характера Франкенштейна. С одной стороны, он как современный Прометей жаждет деятельности, желая помочь людям своими открытиями (например, продлить им жизнь, найдя эликсир

жизни), с другой - он мечтает совершить масштабный переворот в науке и достичь великой славы ученого. В Викторе Франкенштейне происходит постоянное противоборство революционного, прометеевского, альтруистического начала и гипертрофированного честолюбия.

1. Напцок Б.Р. Функции образа рассказчика Р. Уолтона в романе «Франкенштейн, или Современный Прометей» // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. Майкоп, 2012. Вып. 3 (105). С. 26 - 32.

2. Ярхо В.В. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. М., 1978.

3. Кун Н.А. Легенды и мифы древней Греции. М., 2008.

4. Эсхил. Трагедии. М., 1971.

5. Шелли М. Франкенштейн, или Современный Прометей // Шелли М. Франкенштейн, или Современный Прометей; Уолпол Г. Замок Отранто; Казот Ж. Влюбленный дьявол; Бекфорд У. Ватек: Роман, повести. М., 2004.

6. Lowe-Evans M. «Frankenstein»: Mary Shelley’s wedding guest. N. Y: Twayne, 1993.

7. Парацельс. О природе вещей // О нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах и прочих

духах. М., 2005. С. 293-341.

8.Саркисова Н.М. Мэри Шелли // История западноевропейской литературы. XIX век: Англия: учеб. пособие для студентов филол. фак. высш. учеб. заведений. СПб.; М., 2004.

1. Naptsok B.R. Functions of the teller image of R. Wolton in the novel Frankenstein: or, The Modern Prometheus // The Bulletin of the Adyghe State University. Series «Philology and the arts». Maikop. Vyp. 3 (105). P. 26 - 32.

2. Yarkho V.V. Aeschylus’s drama and some problems of the Ancient Greek tragedy. M., 1978.

3. Kun N.A. Legends and myths of Ancient Greece. M., 2008.

4. Aeschylus. Tragedies. M., 1971.

5. Shelley M. Frankenstein: or, The Modern Prometheus // Shelley M. Frankenstein: or, The Modern Prometheus; Walpole H. The castle of Otranto; Kazot J. Devil in love; Beckford W. Vathek: Novel, stories. M., 2004.

6. Lowe-Evans M. «Frankenstein»: Mary Shelley’s wedding guest. N.Y.: Twayne, 1993.

7. Paracelsus. On the nature of things // On nymphs, sylphs, pygmies, salamanders and other spirits. M., 2005. P. 293-341.

Источник:

psibook.com

Shelley M. Frankenstein в городе Оренбург

В этом каталоге вы сможете найти Shelley M. Frankenstein по доступной цене, сравнить цены, а также посмотреть другие предложения в категории Литература на иностранных языках. Ознакомиться с свойствами, ценами и рецензиями товара. Доставка товара производится в любой населённый пункт РФ, например: Оренбург, Новосибирск, Челябинск.